К спортивным судам относятся сравнительно мелкие
суда для водного туризма, прогулок и соревнований. Их в
свою очередь делят на моторные, парусные и гребные.
Каждая группа этих судов имеет много разновидностей.
Так, моторные суда бывают оборудованы либо
стационарным мотором (установленным внутри корпуса),
либо подвесным, прикрепленным струбцинками в корме.
Подвесные моторы легко снимаются и являются поворотными,
ввиду чего судно с таким мотором не нуждается в руле.
Парусные спортивные суда — яхты — делят на крейсерские
(прогулочные) и гоночные. Существует много типов
яхт, размеры, конструкция и парусное вооружение
которых зависит от назначения и района плавания.
Гоночные яхты, кроме общей, имеют свою специальную
классификацию в зависимости от размеров корпуса,
его веса и конструкции, от размеров площади парусов и т. п.
Гребные спортивные суда также делятся за прогулочные
и гоночные. Они имеют много разновидностей в зависимости от размеров и числа весел.
Поскольку суда одного и того же назначения ходят одни
по морям, другие по рекам, озерам, каналам, то их
приходится различать по району плавания и делить па
морские, внутреннего (например, речного) и смешанного плавания.
Суда строят из стали, железобетона, дерева, пластмассы,
очень легких металлических сплавов, и каждый материал
требует своей особой конструкции корпуса. Поэтому
суда классифицируют и по материалу, из которого построен корпус.
Различают суда и по типу двигателей. На одних ставят
двигатели внутреннего сгорания (такие суда называют
теплоходами), на других паровые турбины (турбоходы),
газовые турбины (газотурбоходы), на третьих электромоторы,
для питания которых применяют паровые турбины
и электрогенераторы (электроходы). В особую группу
выделяют атомоходы на них ставят паровые турбины или
электромоторы, в качестве же источника тепла для
парообразования на атомоходах служит атомный реактор.
Каждый тип двигателей предъявляет судну свои требования.
Для того чтобы судно ходило, судовой двигатель должен
приводить в действие специальное устройство, называемое
движителем. Гребной винт, гребное колесо, водомет — все
это движители. Каждый из них требует особого
10