подгруппы по различным признакам. Такое деление называется классификацией судов.
Основным в классификации судов является их назначение,
т. е. то, какую работу они выполняют, для чего
служат. По этому признаку различают суда для народного
хозяйства для военной обороны страны. Таким образом,
существует две основные группы — это гражданские
суда и военные корабли.
Каждую из этих групп в зависимости от назначения
делят на подгруппы, так, гражданские суда — на транспортные,
вспомогательные, специальные, спортивные,
технического назначения и др.
Транспортным судам приходится перевозить либо людей,
либо грузы. Поэтому их делят на пассажирские и грузовые.
Грузы бывают жидкие, сухие, сыпучие, и для перевозки
каждого из них строят специально приспособленные
грузовые суда: наливные, зерновозы, углевозы, лесовозы,
для грузов в упаковке (генеральных грузов) и т. п.
Пассажирские суда также различают по назначению. Одни из
них ходят по определенным рейсам, только между
определенными портами (лайнеры), другие служат для
различных туристских рейсов — круизов, наконец, существуют
крупные паромы, перевозящие пассажиров и целые
железнодорожные составы внутри порта, через морские
проливы, с одного берега реки на другой и т. п. Каждое из них
приспособлено для своей узкой цели.
Вспомогательные суда — это буксирные, ледокольные,
лоцманские, спасательные и другие. Буксирные суда
буксируют несамоходные баржи, вводят и выводят крупные
суда при их входе и выходе из портов, лоцманские доставляют
лоцмана с берега на судно и обратно, спасательные
оказывают помощь судам, терпящим бедствие.
Специальными судами являются, суда учебные,
спасательные, научно-исследовательские, пожарные и
некоторые другие.
Суда технического флота—это землечерпалки, землесосы,
грузоотвозные баржи (шаланды). Кроме того, к судам
технического назначения относятся плавучие мастерские,
доки, грузоподъемные краны, кабельные суда, оборудованные
для прокладки подводного кабеля, и водолазные
боты — мелкие суда, приспособленные для водолазных работ.
9