устройства и позволяет применять его только на определенном типе судов.
Наконец, суда различаются и по своему внешнему виду.
Прежде всего по своей архитектуре. Существуют суда
без надстроек (надстройкой называется закрытое помещение
на верхней основной палубе, простирающееся от борта
до борта), называемые гладкопалубными; суда с надстройкой
в носу (баком), в средней части (средней надстройкой)
и в корме (ютом) называются трехостровными.
Если средней надстройки нет, судно носит название
двухостровного. Судно, у которого палуба в корме приподнята,
называют квартердечным. Существуют и другие архитектурные
типы судов. Различаются они и по высоте надводной
части борта, существенно влияющей на безопасность
плавания. Суда, перевозящие наиболее тяжелые грузы,
например руду, имеют большую осадку и наименьшую
допускаемую правилами высоту надводного борта. Они
называются судами с минимальным надводным бортом.
Суда, у которых надводный борт выше минимального,
называются судами с избыточным надводным бортом. Это
суда пассажирские и для легких грузов, имеющие
сравнительно малую осадку. Каждый такой признак также
учитывается классификацией.
Громадное большинство судов поддерживается на воде
или под водой только архимедовой силой. Эти суда
называют водоизмещающими. Но есть и такие, которые
удерживаются у поверхности воды иными силами природы:
гидродинамическими, аэродинамическими и давлением
сжатого воздуха. Это — глиссеры, суда с подводными
крыльями, суда на воздушной подушке и экранопланы.
Хотя число таких судов по сравнению с водоизмещающими
невелико, классификация выделяет их в отдельные группы.
Классификацию устанавливают организации, отвечающие
за безопасность плавания судов. В СССР организация,
отвечающая за безопасность плавания судов, называется
«Регистр СССР»'. Регистр СССР устанавливает не только
классификацию судов, но и правила их постройки, ремонта,
эксплуатации и ведет наблюдение за выполнением этих
правил. В зависимости от прочности применяемых мате-
_________________________________________________________________
' В Англии—«Регистр судоходства Ллойда», во Франции —
«Бюро Веритас», в Америке — «Американское бюро судоходства»,
в Японии — «Ниппон Кайджи Киокай».
11