ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


А раз так, значит и трение меньше, и потери меньше. Раздвигать воду такому судну почти не приходится. Значит, и тут получается большая экономия. И пустоты за кормой почти нет у глиссера, а значит, нет разницы давлений спереди и сзади — и спять выигрыш.

Вот тогда все это подсчитали теоретически и проверили на практике, решили пойти еще дальше. При мощной машине глиссер может развивать большие скорости: сорок-пятьдесят километров в час для хорошего глиссера—пустяки. А при такой скорости весь глиссер со всем мотором, с людьми и с запасом бензина, который на нем есть, может скользить по поверхности воды не на всем своем широтом дне, а на одной узенькой дощечке. Это еще выгоднее: ведь у дощечки поверхность соприкосновения с водой еще меньше.

Тогда и решили сделать у глиссера посередине дна вырез, — скорей не вырез, а уступ вроде ступеньки. Этим уступом глиссер опирается о воду, потом идет яма в корпусе, корпус висит над водой и в этом месте не касается поверхности. Только самая корма — транец — опять спускается к воде и поддерживает во время хода заднюю часть глиссера.

Хватило бы и одной передней части, она выдержала бы весь глиссер, но тогда глиссер был бы очень неустойчив. Он часто зарывался бы носом или опрокидывался на корму. Такой уступ на глиссере называется реданом.

Глиссеры оказались очень экономичными и удобными судами. Мало того, что они тратили меньше энергии: они еще проводили по таким мелким местам, куда никакое другое судно не могло даже сунуться. Ведь глиссеру совсем не нужно никакой глубины для движения. Он скользит по самой поверхности воды и может нестись полным ходом по такой речке, по которой курица перейдет вброд.

Даже рули у глиссера устроены так, что на глубокой воде они почти целиком входят в воду, а на мелкой — поднимаются на шарнирах и не мешают глиссеру проходить по самым мелким местам. Чтобы рули лучше работали, их ставят не по одному на глиссере, а по два, на самых краях транца, у бортов. Это сделано для того, чтобы рули при поворотах захватывали спокойную воду, потому что



119

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.