А. Некрасов и Н. Толмачев. Флот юных техников
|
совсем не та, что у морского. Только и нужно, чтобы он
не развалился от груза да не сломался, ударившись о пристань.
А большому морскому кораблю — большое и плавание.
На море другой раз попадешь в такой шторм, что судно
кладет с борта на борт, а грузы ворочаются в трюме и,
того гляди; готовы сорваться с канатов, которыми привязаны.
Морскому кораблю и осадка нужна поглубже, и борта
повыше, и машина, посильней. Да и сам морокой пароход
можно делать побольше. В море нечего бояться тесноты —
на всех хватит места.
Поэтому и выработались два основных типа судов:
морские и речные; и когда встретишь их рядом в таком
порту, как Ленинград, сразу отличишь: это морское, а это речное.
Прежде, когда не было машин и не умели по-настоящему
пользоваться парусами, плавали и по морю с веслами.
Но весельным судам плохо приходилось в непогоду, —
от таких судов моряки давно отказались и заменили весла
парусами. На реках и на озерах весла прослужили дольше
потому, что под парусами на реке не разойдешься,
а двигаться надо.
Потом на помощь морякам пришла машина. Она родилась
на реке Гудзоне, моряки сразу увидели, что машина
посолиднее весел, и вслед за речными стали строиться
морские пароходы. Первые пароходы все были колесные,
но скоро на смену гребному колесу пришел гребной винт.
И с тех пор колесных машин на морских пароходах не
строят. Подкатит волна под колесо, оно все целиком
зароется в воду и мелет воду зря, и другое в это время
впустую болтается в воздухе. А винт глубоко, ему волна не мешает.
А на реке колесо удобнее, винта. Где глубоко, там и с
винтом не плохо, а где перекат, там винту только и делать,
что песок пахать. Так и получилось, что погостило
колесо на море и вернулось назад на родные реки.
И палуба на речных и на морских судах делается по-разному.
На море разойдется зыбь, разгуляется ветер, швырнет
гору воды на палубу, — тут уж берегись, моряк, смотри,
чтобы палуба не прогнулась под грузом воды, чтобы
вода не пробилась в щели, не попала в трюм. А то по
25
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|