А. Некрасов и Н. Толмачев. Флот юных техников
|
деревянные, железные, железобетонные. Можно, наконец,
различать их по роду двигателя: паровые и теплоходы, или
по роду движителя: колесные, винтовые и т. д.
Какую бы категорию судов мы ни взяли, в ней будут
еще подразделения. Возьмем торговый флот. Тут и
рефрижираторы (холодильники), и лесовозы, и нефтевозы. А в
военном — дредноуты; крейсера, подводные лодки. И каждое
судно совсем не похоже на другое. У каждого свои
обводы, своя особая конструкция, свое палубное устройство,
свой внешний вид.
В таком порту, как Ленинград, можно встретить всякие
суда. Туда приходят и речные трамваи, вроде наших
московских, и широкие, плоскодонные буксиры с колесами, и
низкие деревянные баржи, груженые песком. Заходят туда
и линкоры с тяжелыми башнями на палубе, и океанские
грузовые пароходы под флагами разных стран, и подводные
лодки. А в выходной день, пробираясь между этими
кораблями, плетутся прогулочные лодочки и носятся
белые яхты с высокими мачтами, срезая носы кораблям и
ловко разворачиваясь у причалов.
А в Одессе этого нет. Там уже не увидишь колесного
буксира. И баржи там втрое выше ленинградских. И
прогулочные лодки такие, что на них и в шторм можно
выходить в море. Но зато океанских грузовозов, яхт и
мороких катеров сколько угодно. Бывает, что и линкоры
заходят в Одессу.
А в Москве опять все по-другому. Колесные буксиры
есть. Прогулочные лодки — в выходной день их столько,
что воды не видно. А миноносец на всю Москву один, да и
тот сделан из фанеры и стоит на берегу.
Почему это так?
Не надо быть специалистом, чтобы догадаться: потому,
что Ленинградский порт стоит на реке, а с моря заходят
туда морские корабли, в Одессе реки нет, нет и речных
судов; а в Москве, хоть и хочется москвичам пройтись на
яхте под парусом, да негде.
Значит, парвое условие, заставляющее выбрать тот или
иной тип судна, — это его будущий район плавания.
Если судно речное — ему придется ходить по мелкой воде.
Значит и осадка у него должна быть небольшая. Но зато
его можно грузить чуть не доверху: большой зыби на реке
не бывает. И прочность постройки у речного парохода
24
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|