ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


деревянные, железные, железобетонные. Можно, наконец, различать их по роду двигателя: паровые и теплоходы, или по роду движителя: колесные, винтовые и т. д.

Какую бы категорию судов мы ни взяли, в ней будут еще подразделения. Возьмем торговый флот. Тут и рефрижираторы (холодильники), и лесовозы, и нефтевозы. А в военном — дредноуты; крейсера, подводные лодки. И каждое судно совсем не похоже на другое. У каждого свои обводы, своя особая конструкция, свое палубное устройство, свой внешний вид.

В таком порту, как Ленинград, можно встретить всякие суда. Туда приходят и речные трамваи, вроде наших московских, и широкие, плоскодонные буксиры с колесами, и низкие деревянные баржи, груженые песком. Заходят туда и линкоры с тяжелыми башнями на палубе, и океанские грузовые пароходы под флагами разных стран, и подводные лодки. А в выходной день, пробираясь между этими кораблями, плетутся прогулочные лодочки и носятся белые яхты с высокими мачтами, срезая носы кораблям и ловко разворачиваясь у причалов.

А в Одессе этого нет. Там уже не увидишь колесного буксира. И баржи там втрое выше ленинградских. И прогулочные лодки такие, что на них и в шторм можно выходить в море. Но зато океанских грузовозов, яхт и мороких катеров сколько угодно. Бывает, что и линкоры заходят в Одессу.

А в Москве опять все по-другому. Колесные буксиры есть. Прогулочные лодки — в выходной день их столько, что воды не видно. А миноносец на всю Москву один, да и тот сделан из фанеры и стоит на берегу.

Почему это так?

Не надо быть специалистом, чтобы догадаться: потому, что Ленинградский порт стоит на реке, а с моря заходят туда морские корабли, в Одессе реки нет, нет и речных судов; а в Москве, хоть и хочется москвичам пройтись на яхте под парусом, да негде.

Значит, парвое условие, заставляющее выбрать тот или иной тип судна, — это его будущий район плавания.

Если судно речное — ему придется ходить по мелкой воде. Значит и осадка у него должна быть небольшая. Но зато его можно грузить чуть не доверху: большой зыби на реке не бывает. И прочность постройки у речного парохода



24

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.