А. Некрасов и Н. Толмачев. Флот юных техников
|
рулем за другие корабли. Во-вторых, поворачивать такой
руль было бы очень трудно. Поэтому на судах стараются
ставить руль самой маленькой величины, достаточной для
того, чтобы судно послушно поворачивалось.
Многолетний опыт практического плавания показывает,
что короткое судно с округлым днищем более поворотливо,
чем длинное килевое судно.
Если судно имеет постоянный крен вледствие неправильной
погрузки, оно все время будет немного сбиваться в сторону крена.
Если у судна диферент на нос, оно будет рыскать.
Если у судна диферент на корму, оно не будет рыскать,
но наименьший круг, по которому оно пойдет при
самом сильном повороте руля, в этом случае увеличится.
То же самое получится при увеличении скорости хода.
Но в этом случае гораздо труднее будет повернуть руль.
Все эти правила имеют свои объяснения, но мы не будем
на них останавливаться. Скажем только, что очень
большая поворотливость также не всегда бывает полезна.
Дело в том, что, чем круче поворачивает судно, тем
больший крен оно при этом получает, причем иногда этот
крен бывает настолько велик, что судно может опрокинуться.
Такой случай чуть-чуть не произошел, когда царские
адмиралы испытывали броненосец «Александр III». По
приказанию командира рулевой круто повернул на полном ходу,
и броненосец неожиданно накренился так, что все неукрепленные
вещи покатились по палубам и свалились за борт.
Если бы не находчивость рулевого, броненосец черпнул бы
воды, так как, отверстия в борту для 75-мм пушек были
открыты. Но рулевой, не дожидаясь приказания, положил
руль на другой борт и тем спас броненосец.
ПОЧЕМУ КОРАБЛИ СТРОЯТСЯ ПО-РАЗНОМУ
Судов по морям и рекам плавает очень много. Трудно
встретить два судна, совершенно похожих друг на друга.
Можно делить суда по их назначению: на военные, торгорые,
промышленные, спортивные, служебные. Можно различать
их но тому, где они плавают: морские, речные,
озерные. Можно их разделить по материалу постройки:
23
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|