ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


шево, но все-таки выгоднее заплатить за «бритье», чем тратить, лишний уголь и терять лишнее время.

Но еще больше силы движущееся судно тратит на то, чтобы вырваться из той «пустоты», которая образуется за его кормой. Эта «пустота» получается оттого, что судно идет вперед, а вода остается на месте. Судно как бы пропахивает всем стоим корпусом широкую борозду в воде.

Конечно, эта борозда не держится долго. Сзади и с боков в нее почти сразу врывается вода. Но как бы медленно ни двигалось судно, вода не поспевает за ним, и за кормой остается «яма». И чем быстрее движется судно, тем глубже и длинней эта «яма».

Оказывается, что эта «яма» работает, как хороший тормоз. Сама по себе она, конечно, не может задержать ход судна. Задерживает судно не «яма», а давление воды, с которым мы познакомились в самом начале книжки. Мы знаем уже, что со всех сторон вода давит на судно. Но раз за кормой у судна воды нет, значит нет и давления. А спереди давление осталось. Вот это давление спереди толкает судно назад и мешает ему двигаться.

Оказывается, что, изменяя форму кормы судна, можно уменьшить силу этого естественного тормоза. Нужно только сделать корму так, чтобы она как можно ближе подходила к форме этой «ямы», т. е. постепенно суживалась к заднему концу.

Так это и делают на быстроходных судах, но все-таки полностью устранить подсасывающее действие «пустоты» за кормой не удается.

Сила машины тратится и на то, чтобы создать волну вокруг судна. Конечно, эта волна никому не нужна, но судно волей-неволей поднимает ее. И чем быстрее ход судна, тем большей получается волна.

Завертится, винт, и, казалось бы, судно должно сорваться с места и понестись, как пуля, а тут со всех сторон цепляет его, как крючками. Чем быстрее хочет итти судно, тем крепче держат его эти крючки.

И получается, что если судну нужно итти в два раза быстрей, то на него надо поставить машину в восемь раз сильнее. Чтобы увеличить скорость в три раза, надо поставить машину в двадцать семь раз сильнее и т. д.

Поэтому даже самые быстроходные пароходы ходят горазто медленнее автомобилей и поездов, не говоря уж об аэро-



20

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.