А. Некрасов и Н. Толмачев. Флот юных техников
|
шево, но все-таки выгоднее заплатить за «бритье», чем
тратить, лишний уголь и терять лишнее время.
Но еще больше силы движущееся судно тратит на то,
чтобы вырваться из той «пустоты», которая образуется за
его кормой. Эта «пустота» получается оттого, что судно
идет вперед, а вода остается на месте. Судно как бы
пропахивает всем стоим корпусом широкую борозду в воде.
Конечно, эта борозда не держится долго. Сзади и с боков
в нее почти сразу врывается вода. Но как бы медленно ни
двигалось судно, вода не поспевает за ним, и за кормой
остается «яма». И чем быстрее движется судно, тем глубже
и длинней эта «яма».
Оказывается, что эта «яма» работает, как хороший тормоз.
Сама по себе она, конечно, не может задержать ход
судна. Задерживает судно не «яма», а давление воды, с
которым мы познакомились в самом начале книжки. Мы знаем
уже, что со всех сторон вода давит на судно. Но раз за
кормой у судна воды нет, значит нет и давления. А спереди
давление осталось. Вот это давление спереди толкает
судно назад и мешает ему двигаться.
Оказывается, что, изменяя форму кормы судна, можно
уменьшить силу этого естественного тормоза. Нужно только
сделать корму так, чтобы она как можно ближе подходила
к форме этой «ямы», т. е. постепенно суживалась к заднему концу.
Так это и делают на быстроходных судах, но все-таки
полностью устранить подсасывающее действие «пустоты» за кормой не удается.
Сила машины тратится и на то, чтобы создать волну вокруг
судна. Конечно, эта волна никому не нужна, но судно
волей-неволей поднимает ее. И чем быстрее ход судна,
тем большей получается волна.
Завертится, винт, и, казалось бы, судно должно сорваться
с места и понестись, как пуля, а тут со всех сторон цепляет
его, как крючками. Чем быстрее хочет итти судно, тем
крепче держат его эти крючки.
И получается, что если судну нужно итти в два раза
быстрей, то на него надо поставить машину в восемь раз
сильнее. Чтобы увеличить скорость в три раза, надо поставить
машину в двадцать семь раз сильнее и т. д.
Поэтому даже самые быстроходные пароходы ходят горазто
медленнее автомобилей и поездов, не говоря уж об аэро-
20
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|