А. Некрасов и Н. Толмачев. Флот юных техников
|
довательно, на небольшой волне ледоколы должны качаться
очень сильно. Так оно и есть на самом деле.
Вот, например, ледокол «Добрыня Никитич», о котором
мы уже говорили. Он имеет сильные машины и, проходя по
спокойной воде, поднимает довольно большую волну. Если
почему-нибудь ему приходится возвращаться и итти по
своей волне, «Добрыня Никитич» качается так сильно, что
посуда не может удержаться на столах.
ХОДКОСТЬ КОРАБЛЯ
Ходкость корабля, или та скорость, с которой корабль
движется по воде, зависит от двух причин: во-первых, от
силы машины, установленной на нем, и, во-вторых, от формы
или, как говорят, от обводов судна. Конечно, большое
значение имеет и водоизмещение корабля. Но когда говорят
о ходкости корабля, сравнивают ее с ходкостью другого
с таким же водоизмещением.
Когда корабль движется по воде, он на своем пути
встречает воду, которая сопротивляется его движению.
Кораблю прежде всего нужно раздвинуть воду, потому что,
хотя и кажется, что вода сама расходится волнами перед
носом, на самом деле на это уходит много силы. И чем
быстрее движется корабль, тем больше он истратит на это энергии.
Это очень просто проверить: ничего не стоит медленно
погрузить руку в воду. Но если со всего размаха ударить
ладонью но воде, вода расступится не сразу, и ладонь
ударится об нее, как о деревянную стенку.
Много силы уходит и на то, чтобы побороть трение, которое
испытывает каждое тело, движущееся по воде. Кажется,
чему бы там тереться, — вода жидкая, а оказывается,
что частицы воды цепляются за борта судна и тормозят
его, все равно как песок, посыпанный под полозья санок.
Поэтому, чем глаже поверхность подводной части, чем
меньше на ней выступов и шероховатостей, тем легче и
быстрей будет двигаться судно.
Моряки это хорошо знают. Когда судно поплавает с полгода,
особенно в теплых морях, на подводной части его вырастают
ракушки и водоросли (борода, как говорят моряки),
и судно теряет свою ходкость. Тогда приходится приглашать
водолазов для «бритья бороды». Это стоит неде-
19
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|