Пружину навивают из проволоки диаметром 0,5-0,1 мм.
Приблизительный диаметр барабана для небольших моделей - 10-30 мм.
Не следует навивать проволоку плотно, виток к витку, так
как такая .пружина будет жесткой, быстро раскручиваться и иметь
меньше оборотов. Для изготовления осей могут подойти велосипедные
или вязальные спицы, стальная или прутковая сталь-серебрянка.
В качестве готовых пружин используют пружины спирального
типа, применяющиеся обычно в часах, заводных игрушках и т. п.
Для пружинных двигателей установка редуктора так же необходима,
как и для резиномоторов.
Электрические двигатели. Наиболее перспективны по сравнению
с вышеперечисленными типами двигателей электродвигатели,
которые могут обеспечить модели несравнимо больший запас хода.
Монтаж их в корпусе модели осуществляют следующим образом.
Из цельного куска дерева выстругивают фундамент, который либо
прикрепляют к днищу модели, либо жестко крепят к шпангоутам
или переборкам. Для изготовления фундамента целесообразно
использовать твердые породы дерева.
В соответствии с размерами и формой мотора в фундаменте
делают соответствующую выемку. В ней с помощью вырезанного
из жести хомутика шурупами закрепляют мотор. Обычно это
двигатель постоянного тока типа МУ, рассчитанный на напряжение
12-27 В, с частотой вращения более 10 тысяч оборотов в минуту. Для
уменьшения частоты вращения до 1000-1500 оборотов в минуту
надо поставить редуктор.
Энергию двигатель получает от батареек типа КБС, ФБС или
малогабаритных аккумуляторов, которые должны быть прочно
закреплены в корпусе модели. Источники питания и электропроводка
должны быть полностью изолированы от проникновения влаги.
С этой целью лучше использовать провода с хлорвиниловой и
пластмассовой оболочкой, а соединения их для большей надежности надо
спаять и тщательно изолировать.
Если возникнет необходимость повысить напряжение батареек,
то их надо последовательно соединить в группы, то есть "плюс"
одной с "минусом" другой. Для увеличения емкости, а значит
и продолжительности работы, батарейки соединяют параллельно:
"плюс" с "плюсом", "минус" с "минусом".
Для электродвигателей мощностью 100-200 Вт применяют
кислотные или щелочные аккумуляторы, которые можно заряжать
через выпрямитель от сети переменного тока.
ВИДЫ И УСТРОЙСТВО РУЛЕЙ
Руль - составная часть рулевого устройства, в которое на
ходовых моделях входит еще и рулевой привод, посредством которого
производится поворот (перекладка) руля.
77