ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


модели - это долговечность и красивый внешний вид. При строительстве корпусов ходовых моделей необходимо соблюдать следующие требования:

1. Обводы должны точно соответствовать чертежу;

2. Вес корпуса должен быть строго пропорционален масштабному весу;

3. Корпус должен быть водонепроницаем;

4. Корпус должен быть прочным и не склонным к размоканию;

5. Находящиеся на палубе люки, тамбуры, иллюминаторы, вентиляторы и палубные надстройки не должны пропускать воду внутрь корпуса;

6. Корпус модели должен быть гладким, особенно его подводная часть, для уменьшения трения о воду.

В наши дни, несмотря на большое разнообразие материалов и методов постройки корпуса, моделисты предпочитают несколько наиболее распространенных. Остановимся на некоторых из них.

Корпус из цельного бруска дерева. Изготовление такого корпуса можно рекомендовать начинающим моделистам или строящим модели длиной до 2500 мм. Работа начинается с подбора деревянного бруска. Для этой цели прежде всего подходят липа, осина, ольха, тополь и верба - они легко поддаются выдалбливанию. Создание такого корпуса из древесины хвойных пород требует особой осторожности, так как бруски этих пород, например сосновые, из-за своей крупнослойности легко раскалываются вдоль по слоям. Непременное условие к любому дереву - оно должно быть очень сухое, иначе построенная модель при постепенном высыхании будет давать трещины - ее будет рвать.

Из выбранного куска дерева обрабатывают под угольник брусок со сторонами, равными наибольшим длине, ширине и высоте модели.

На бруске проводят линию диаметральной плоскости, линию палубы и нулевого батокса. После этого приступают к обработке бруска пилой и стамеской по нулевому батоксу и линии палубы. Затем по чертежу выпиливают из фанеры шаблоны шпангоутов, с чертежа размер со шпангоутов переносят на болванку. Все шпангоуты и их шаблоны во избежание путаницы должны быть пронумерованы.

Обработка обводов корпуса по шаблонам производится острой полукруглой стамеской с обоих бортов, у мест расположения шпангоутов. Стружка постепенно снимается до тех пор, пока шаблоны не будут соприкасаться всеми своими точками со шпангоутами. Затем снимают все лишнее дерево между шпангоутами, стараясь придать обводам как можно более плавные очертания. Окончательную доводку производят напильником и наждачной бумагой.

Для парусных моделей кормовую раковину и штульцы (выступающую часть кормы) вырезают по чертежам с учетом погиби кормовой раковины и ширины кормы со штульцами.

Приступая к следующему этапу работы - долблению, на палу-



68

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2019
след.