ПРОЕКТ МОДЕЛИ КОРАБЛЯ
Постройка модели корабля начинается с определения ее основных
размеров и назначения: будет ли это только настольная модель,
т. е. модель общего вида судна, или плавающая, предназначенная
для участия в соревнованиях.
Моделист, выбрав соответствующий чертеж корабля, который
отражает основные черты будущей модели, должен обратить
внимание на главные размеры корпуса, называемые главными
р а з м е р е н и я м и, и приближенное определение объема
его подводной части, называемого объемным водоизмещением.
От величины объемного водоизмещения" зависит допустимый вес
будущей модели. Модель проектируется таким образом, чтобы она
плавала "на ровный киль", т. е. с ровными погружениями носа
и кормы. Для этого вес модели должен соответствовать ее водоизмещению.
На всяком плавающем теле центр его тяжести должен находиться
на одной вертикали с центром тяжести объема подводной части,
называемым центром величины. После определения положения
центра тяжести подводной части (по длине модели)
в соответствии с ним рассчитывают места для расположения
в модели груза (балласта, двигателей). Этот процесс называется
у дифферентованием.
При проектировании модели следует решить, из какого материала
строить ее корпус. Будет ли он деревянный цельный (для
настольных моделей), долбленый, наборный, металлический,
клееный из стеклоткани и т. д. - все это необходимо знать заранее,
поскольку это определяет технологию моделирования.
Надо заранее знать тип и число двигателей и движителей
(гребных винтов).
Заранее рассчитывается масштаб модели: для настольных он
может быть разным - от миниатюр размером 20 см до метровых
моделей, для ходовых моделей наиболее распространен масштаб
1/75 и 1/100. Если, скажем, длина эсминца составляет 100 м,
а водоизмещение 1000 т, то при масштабе 1/100 длина модели
составляет 1 м, а вес 1 кг.
При создании ходовых моделей все надстройки, вооружение,
дельные вещи и т. д. нужно располагать строго в соответствии
с чертежом прототипа, иначе модель потеряет свою привлекательность.
КОРПУС МОДЕЛИ
При создании модели корабля одной из самых сложных и
ответственных работ является постройка корпуса. Для плавающих
моделей - это залог ее хороших ходовых качеств, остойчивости и
устойчивости на курсе, мореходности и плавучести. Для настольной
З*
67