гарантия сохранения запаса плавучести .корабля - это целостность
и водонепроницаемость его подводного борта и верхней палубы.
Другим основным мореходным качеством корабля является
о с т о й ч и в о с т ь судна, его способность при выходе из положения
равновесия восстанавливать это равновесие.
А теперь представим себе, что эти два принципа - плавучесть
и остойчивость - при постройке судна не соблюдены. Корабль
выходит в море, случайно получает пробоину и идет ко дну. Значит,
он не обладает и малым процентом непотопляемости, т. е.
способности оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении
корпуса.
Значит, непотопляемость - первое, важнейшее условие,
которым следует руководствоваться при строительстве кораблей.
Для придания судну непотопляемости его внутренний объем
делят водонепроницаемыми переборками на отсеки.
Кроме этих главных требований есть еще законы динамика,
именуемые ходкостью, управляемостью и качкой.
Ходкость - это способность корабля развивать определенную
скорость при заранее рассчитанной мощности механизмов и
сохранять эту скорость при волнении водной поверхности. Для этого
корабль должен иметь плавные обводы корпуса с гладкой наружной
обшивкой, уменьшающей сопротивление воды.
Помимо заданной скорости корабль, естественно, должен обладать
свойством сохранять направление своего движения, т. е.
держаться на курсе при руле, закрепленном в среднем положении.
Иными словами, он должен обладать устойчивостью на курсе.
Следующее требование, предъявляемое к кораблю, - поворотливость
судна, т. е. его маневренность, - способность его изменить
курс своего движения при помощи руля или машин и перемещаться
по заранее избранному криволинейному курсу. Когда корабль
при помощи руля может быстро изменить направление своего
движения и описать окружность малого диаметра, то говорят, что он
поворотлив. Это достоинство очень важно для строительства
радиоуправляемых моделей.
Качка - это совокупность колебательных движений, которые
корабль совершает как на волнении, так и на тихой воде. Чем
меньше на корабль влияет качка, тем выше его скорость, тем прочнее
корпус, дольше служат механизмы и т. д. Добиться при создании
судна плавности качки - вот что важно.
Все перечисленные качества корабля - плавучесть, остойчивость,
непотопляемость, ходкость, управляемость, плавность качки -
называют мореходными качествами. Их дополняет требование,
которое при изготовлении модели корабля учитывать, может быть, и не
обязательно, но при строительстве самого корабля необходимо: это
прочность .корпуса судна, который должен в течение долгого
времени выдерживать все усилия, которые возникают при его
эксплуатации.
66