Японии, и 27 марта в 10 часов на крейсере "Варяг" был вновь поднят
русский флаг. После перевооружения "Варяг" в составе отдельного
отряда судов особого назначения, совершив тяжелый переход а
16 тысяч миль, пришел в Мурманск. Недолгим было пребывание
крейсера на севере: кораблю требовался капитальный ремонт, и в
марте 1917 г. по договоренности с английским правительством
"Варяг" пошел на капитальный ремонт в Англию.
В море, вдали от родных берегов, по радио было принято
сообщение о Февральской революции. Прийдя в Ливерпуль и узнав
подробности о событиях в России, команда избрала судовой комитет
и на грот-мачте "Варяга" был поднят красный флаг. Однако по
распоряжению из Петрограда на крейсере была оставлена небольшая
охрана, а команда разделена на две группы, одна из которых
отправлена в Россию, а другая в Америку для приемки купленных судов.
Англичане в декабре 1917 г. арестовали охрану русских моряков
и захватили крейсер. На запрос молодой Советской республики
английские власти объявили, что крейсер "Варяг" затонул в Ирландском
море, будучи торпедирован немецкой подводной лодкой. Однако это
не соответствовало действительности. Крейсер был присвоен
англичанами и продан на слом в Германию, но вблизи шотландского
побережья сел на камни. Попытки снять его с камней не увенчались
успехом, и только в 1925 г. крейсер был разрезан на лом.
Так закончилась история легендарного корабля, но не умерла
его слава, и имя по традиции перешло к гвардейскому ракетному
крейсеру "Варяг".
18 ТЫСЯЧ ОГНЕННЫХ МИЛЬ "КРАСНОГО КАВКАЗА"
В этот тихий и теплый субботний вечер 21 июня 1941 г. в
Севастополе стояла эскадра, отдыхавшая после общефлотских учений.
Экипажи кораблей готовились к заслуженному воскресному отдыху.
Часть личного состава уже была на берегу. Ничто не предвещало,
что этот вечер был последним мирным вечером, что завтра начнется
война, которая принесет разрушения многим городам страны и
особенно жестокие Севастополю.
Крейсер "Красный Кавказ" стоял на своем постоянном (штатном)
мосте рейда Севастополя. На фоне заходящего солнца особенно
красиво выглядели стремительные обводы его корпуса,
многочисленные надстройки, тренога фок-мачты и чуть ниже ее грот-мачта,
между которыми были расположены две трубы. Грозная артиллерия
судна как бы подчеркивала его неизменную готовность к
стремительному броску и сокрушительному удару.
В историческом формуляре корабля записано: крейсер 1 ранга
"Адмирал Лазарев" заложен 31 октября 1913 г. в городе Николаеве
на заводе "Рассуд". Первая мировая война помешала запланированному
строительству кораблей такого типа. После Октябрьской революции
в тяжелые времена разрухи и нехватки металла два
58