воодушевлять команду. Сбит кормовой флаг, но его тут же заменяют новым.
В 12 часов 20 минут, считая продолжение боя невозможным
из-за полученных повреждений, Руднев отдает приказ о возвращении
на рейд Чемульпо. Прикрывая поворот "Варяга", сильный огонь
открывает "Кореец", его крупнокалиберные пушки, бездействовавшие
половину боя из-за своей недальнобойности, ведут успешный
огонь, их восьмидюймовые снаряды вызывают пожары на японских
кораблях, а миноносец противника, получив тяжелое повреждение,
накренился и через несколько минут затонул. На подходе к рейду
в 12 часов 45 минут бой прекратился.
Как тяжело раненный, но не сдавшийся воин с развевающимся
андреевским флагом, гордо вошел на рейд и стал на якорь "Варяг",
рядом отдал якорь "Кореец". На военном совете решено вследствие
дальнейшей непригодности к бою крейсер уничтожить, а команду
перевезти на иностранные корабли. Команду и офицеров "Варяга"
и "Корейца" приняли на борт французский, английский и итальянские
корабли. Командир американского корабля отказался принять
русских моряков, как и подписать протест командиров, направленный
перед боем японскому адмиралу. Экипажам русских кораблей был
оказан теплый прием, раненые получили медицинскую помощь.
В 16 часов 5 минут сильный взрыв потряс рейд Чемульпо, в
огромном столбе дыма, огня и воды скрылся "Кореец", а когда
рассеялся дым, там, где стоял корабль, только деревянные
обломки, как временный памятник, качались на волне.
По просьбе командира "Тэлбота" Бэйли Руднев отменил приказ
о взрыве "Варяга", так как при взрыве "Корейца" его обломки
засыпали рейд и падали рядом со стоявшими судами. Было решено
открыть кингстоны и затопить крейсер. "Варяг" оседал кормой, с
сильным креном на левый борт, медленно уходил под воду. Палубы
иностранных кораблей были заполнены иностранными и русскими
моряками, которые, сняв фуражки и бескозырки, отдавали дань
восхищения героическому крейсеру. Русские офицеры и матросы
плакали, прощаясь с родным кораблем.
В 18 часов 10 минут "Варяг", как тяжело раненное живое
существо, повалился на борт, еще несколько секунд... и над "Варягом"
сомкнулись холодные январские воды Желтого моря.
По свидетельству иностранных офицеров огнем наших двух
кораблей был потоплен японский миноносец, серьезные повреждения
получили броненосные крейсера "Асама", "Чиода" и "Такачихо".
Наши потери в людях были только на "Варяге" - 34 человека убито
а 188 ранено, на "Корейце" потерь не было и повреждения были
минимальные - одна пробоина в таранном отделении.
Но этим не закончилась эпопея героического и многострадального
"Варяга". Японцы после оккупации Кореи приступили к подъему
крейсера, и 8 августа 1905 г. крейсер всплыл на поверхность. После
ремонта крейсер под именем "Сойя" десять лет прослужил как учебное
судно в японском флоте. В 1916 г. крейсер был выкуплен у
57