Восток и присоединиться к Тихоокеанской эскадре, "Варяг"
5 августа 1901 г. снялся с якоря и вскоре за кормой остался пароход
"Петербург" с родными и близкими, которые провожали экипаж
крейсера в дальний, а для многих и последний путь.
Тяжелый переход через три океана и несколько морей был пройден
за пять месяцев. " 25 февраля "Варяг" отдал якорь на рейде
Порт-Артура, войдя в состав Тихоокеанской эскадры. На крейсере
начались будни военно-морской службы: проводились шлюпочные,
десантные и пожарные учения, торпедные и артиллерийские
стрельбы.
В марте 1903 г. командиром "Варяга" был назначен капитан
1 ранга 47-летний Всеволод Федорович Руднев. Тридцать лет
службы на флоте ставили его в первый ряд лучших командиров того
времени. С приходом Руднева на крейсере еще больше внимания
стали уделять боевой подготовке. Осенью 1903 г. был получен
секретный приказ о перекраске кораблей и плавсредств в
зеленовато-оливковый цвет.
В конце декабря 1903 г. "Варяг" по приказанию начальника
эскадры прибыл в корейский порт Чемульпо, где Рудневу
предписывалось собирать сведения о военных приготовлениях
японцев, готовивших оккупацию Кореи, и организовать надежную связь между
русским посланником в Сеуле и Порт-Артуром. На международном
рейде Чемульпо стояли корабли многих европейских держав, в том
числе и русские коммерческие и военные суда.
С донесением в Порт-Артур Рудневым была отправлена
канонерская лодка "Гиляк", а на смену ей для поддержания связи
прибыла канонерская лодка "Кореец" под командованием капитана
2 ранга Г. П. Беляева.
Несмотря на тревожные слухи о неизбежной войне с Японией,
Руднев и другие командиры судов, стоявших на рейде, были
приглашены к обеду на японский крейсер "Чиода", а командир его
пытался заверить гостей в миролюбии японского правительства, но спустя
несколько дней Руднева посетил командир английского крейсера
"Тэлбот" и сообщил о разрыве дипломатических отношений между
Японией и Россией. Сообщение это подтвердил командир
французского крейсера "Паскаль" и командир итальянского крейсера
"Эльба". Обеспокоенный этими сообщениями и незаметным уходом в
море японского крейсера "Чиода", Руднев 26 января отправляет с
донесением к наместнику в Порт-Артур канонерскую лодку "Кореец",
которая, выйдя из Чемульпо, через час вернулась обратно, путь
ей преградила японская эскадра, а японские миноносцы пытались
ее торпедировать.
Получив это сообщение от командира "Корейца", Руднев сообщил
о случившемся старшему на рейде командиру английского крейсера
"Тэлбот" и командирам других кораблей. Тот уведомил японского
адмирала, что рейд Чемульпо является нейтральным и его
крейсер откроет огонь по всякому кораблю, который начнет стрелять
или выпустит торпеды, находясь на рейде. Однако вскоре на рейд
54