мотных судостроителей. Одним из лучших в пятом выпуске этого
училища был выдающийся русский кораблестроитель С. О. Бурачек,
который по окончании был оставлен в нем преподавателем. Перу
Бурачека принадлежат работы «Наука и искусство корабельного
зодчества» и многие другие фундаментальные труды и журнальные
статьи. С 1821 г. Бурачек 10 лет служит в Астрахани, где по его
чертежам было построено до тридцати судов. Много кораблей по
проектам этого талантливого судостроителя создается в те годы и
на Балтике.
Значительную роль в развитии отечественного кораблестроения
в период коренных его преобразований, которые начались после
окончания Крымской войны (1853—1856 гг.), сыграл не менее
выдающийся кораблестроитель адмирал Андрей Александрович Попов.
Он был не только отличным моряком, выдающимся командиром,
воспитателем флотских кадров, но и незаурядным ученым,
вложившим много труда и энергии в дело развития отечественного
кораблестроения. Под его руководством построены: броненосец
«Петр Великий», круглые суда «Новгород» и «Вице-адмирал Попов», яхта
«Ливадия» и несколько клиперов смешанной системы и корветов с
бортовой броней.
Огромный вклад в отечественное кораблестроение внес
потомственный моряк и кораблестроитель Иван Афанасьевич Амосов.
Окончив вместе с Бурачеком Училище корабельной архитектуры, Иван
Амосов командируется за границу, .вначале в Англию, а затем в
Соединенные Штаты Америки, где изучает паровое кораблестроение.
За время с 1832 по 1860 г. при его участии были построены
74-пушечные корабли «Фершампенуаз», «Константин» и «Выборг»,
фрегаты: 56-пушечный «Аврора», 54-пушечный «Прозерпина»,
24-пушечные «Верность», «Успех», «Надежда», «Отважность», а также
пароходы-фрегаты «Грозящий», «Гремящий» и «Отважный».
Во второй половине XIX в. на смену деревянным кораблям
пришли металлические. В России первыми такими кораблями
военного назначения были две подводные лодки конструкции
талантливого военного инженера К. А. Шильдера, построенные в Петербурге
еще в 1834 г. На этих лодках впервые была сконструирована
выдвижная поворотная труба для наблюдения за поверхностью
моря — прообраз современного перископа.
Одним из выдающихся изобретателей подводных судов был
И. Ф. Александровский, представивший проект первой русской
подводной лодки с механическим двигателем. Проект этой лодки
впервые в мире предусматривал систему заполнения и продувки
балластных цистерн для погружения и всплытия лодки.
Дальнейший прогресс в отечественном кораблестроении связан
с именем адмирала Степана Осиповича Макарова. Исключительно
многообразная была натура этого человека. Адмирал Макаров
блестяще сочетал в себе талант флотоводца и ученого, неугомонность
путешественника и богатое воображение писателя. Страсть к
изобретательству счастливо сочеталась в Макарове с мастерством корабле-
13