строителя. Этому редкостно одаренному человеку история
отечественного кораблестроения обязана очень многим: он предложил
водонепроницаемые переборки судов, писал труды по непотопляемости
корабля, создал первый в мире ледокол "Ермак". I
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Макаров впервые
в практике морских сражений успешно использовал паровые
минные катера, которые стали родоначальниками современных
торпедных катеров, а пароход "Великий князь Константин", на котором
базировались эти катера, по праву считается первым в мире
мореходным миноносцем или первой базой торпедных катеров. "В
будущих наших войнах минам суждено будет играть громадную роль",-
прозорливо писал С. О. Макаров. Вся боевая практика мирового
флота подтвердила это гениальное предвидение. Опыт русских
моряков послужил мощным толчком для развития минно-торпедного
дела во всех странах и привел к созданию нового типа военных
кораблей - миноносцев.
РУССКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ
Большой вклад в историю мореплавания и географических открытий
русские мореходы внесли еще в 1641 г. Казачий атаман из
Якутска Семен Иванович Дежнев вместе с Федотом Поповым прошел
на кочах от устья Колымы на восток вдоль побережья Северного
Ледовитого океана, чтобы собрать меха и моржовый "зуб", однако
льды вынудили его повернуть обратно. В следующем году он повторил
попытку и на шести лодках, из которых только три дошли до
цели, обогнул азиатский северо-восточный мыс материка. "Сею
поездкою,- писал о его плавании М. В. Ломоносов,- несомненно
доказал проход из Ледовитого океана в Тихий". К сожалению, этот
примечательный факт стал достоянием гласности и науки намного
позже.
Русские мореходы продолжают исследование Севера и Дальнего
Востока. В 1740 г. в Охотске были постровны два пакетбота
"Св. Петр" и "Св. Павел". Первым командовал В. И. Беринг, вторым -
А. И. Чириков. Целью экспедиции было отыскание мифической "Земли
Жуана да Гамы".
Плавание началось от Камчатки, обогнув которую суда вошли
в Авачинскую губу (на восточном берегу полуострова), заложили
здесь Петропавловскую гавань, названную так в честь двух судов
экспедиции. Перезимовав в новом порту, корабли ранним утром
5 июня 1741 г. вышли в свой героический поход. В скором времени
разъединенные штормом, суда разлучились и встретиться им больше
не пришлось. Первым достиг не мифической земли, которой не
существовало, а вполне реальных берегов Северной Америки
"Св. Павел". В. Беринг на "Св. Петре" подошел к берегам Аляски
несколько позднее. На обратном пути экспедицией было открыто
много новых островов и у одного из них "Св. Петр" был выброшен
сильным штормом на берег, получив значительные повреждения. Экипаж
14