ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


строителя. Этому редкостно одаренному человеку история отечественного кораблестроения обязана очень многим: он предложил водонепроницаемые переборки судов, писал труды по непотопляемости корабля, создал первый в мире ледокол "Ермак". I

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Макаров впервые в практике морских сражений успешно использовал паровые минные катера, которые стали родоначальниками современных торпедных катеров, а пароход "Великий князь Константин", на котором базировались эти катера, по праву считается первым в мире мореходным миноносцем или первой базой торпедных катеров. "В будущих наших войнах минам суждено будет играть громадную роль",- прозорливо писал С. О. Макаров. Вся боевая практика мирового флота подтвердила это гениальное предвидение. Опыт русских моряков послужил мощным толчком для развития минно-торпедного дела во всех странах и привел к созданию нового типа военных кораблей - миноносцев.

РУССКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ

Большой вклад в историю мореплавания и географических открытий русские мореходы внесли еще в 1641 г. Казачий атаман из Якутска Семен Иванович Дежнев вместе с Федотом Поповым прошел на кочах от устья Колымы на восток вдоль побережья Северного Ледовитого океана, чтобы собрать меха и моржовый "зуб", однако льды вынудили его повернуть обратно. В следующем году он повторил попытку и на шести лодках, из которых только три дошли до цели, обогнул азиатский северо-восточный мыс материка. "Сею поездкою,- писал о его плавании М. В. Ломоносов,- несомненно доказал проход из Ледовитого океана в Тихий". К сожалению, этот примечательный факт стал достоянием гласности и науки намного позже.

Русские мореходы продолжают исследование Севера и Дальнего Востока. В 1740 г. в Охотске были постровны два пакетбота "Св. Петр" и "Св. Павел". Первым командовал В. И. Беринг, вторым - А. И. Чириков. Целью экспедиции было отыскание мифической "Земли Жуана да Гамы".

Плавание началось от Камчатки, обогнув которую суда вошли в Авачинскую губу (на восточном берегу полуострова), заложили здесь Петропавловскую гавань, названную так в честь двух судов экспедиции. Перезимовав в новом порту, корабли ранним утром 5 июня 1741 г. вышли в свой героический поход. В скором времени разъединенные штормом, суда разлучились и встретиться им больше не пришлось. Первым достиг не мифической земли, которой не существовало, а вполне реальных берегов Северной Америки "Св. Павел". В. Беринг на "Св. Петре" подошел к берегам Аляски несколько позднее. На обратном пути экспедицией было открыто много новых островов и у одного из них "Св. Петр" был выброшен сильным штормом на берег, получив значительные повреждения. Экипаж



14

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2019
след.