ются корабли для нового флота. На Воронежском и Олонецком
заводах для них отливаются орудия.
В 1705 г. молодой Балтийский флот (преимущественно фрегаты,
галеры, шнявы и прамы) насчитывает уже 20 вымпелов. В этом
же году шведы почувствовали силу русского флота. Шведская
эскадра из 24 судов под командованием адмирала Анкерштерна подошла
к Котлину, где встретила русскую эскадру в составе 8 фрегатов и
9 мелких судов под командованием вице-адмирала К. И. Крюйса.
Видя численное превосходство противника, наша эскадра стала на
якорь между Котлином и крепостью Кроншлот. Шведы несколько раз
пытались высадить десант, но все их попытки прорваться к
Петербургу привели к большим потерям, что и заставило их отступить.
Это была одна из первых морских побед, поднявшая боевой дух
русских моряков и показавшая силу молодого русского флота.
С ростом Балтийского флота росла и его слава. 30 октября
1712 г. на верфи Санкт-Петербургского адмиралтейства был
заложен 64-пушечный корабль. Проект и чертежи делал сам Петр,
строительство вел Ричард Козенц, талантливый мастер, принятый
на русскую службу в 1700 г.
1 мая 1715 г. под грохот пушечного салюта корабль, названный
"Ингерманландом", был спущен на воду и вошел в состав русской
эскадры под флагом вице-адмирала Петра I, командовавшего
объединенным флотом союзных с Россией держав: Англии, Голландии
и Дании. Корабль "Ингерманланд" был одним из лучших кораблей
того времени.
В создании русского флота в послепетровский период и до начала
XX столетия принимали деятельное участие выдающиеся ученые,
кораблестроители, математики и изобретатели. Большой вклад в
развитие теории корабля и обучение судостроителей внес выдающийся
русский ученый, преподаватель Морского шляхетского корпуса
Н. Г. Курганов. В 1757 г. выходит его труд "Универсальная
арифметика", вытеснившая "Арифметику" Л. Ф. Магницкого, спустя
несколько лет публикуются еще несколько его книг по математике
и военной науке. Важно отметить, что развитие кораблестроения
в России было тесно связано с ростом экономики и во многом
зависело от характера производственных отношений на различных
этапах русской истории. Так недальновидная военная доктрина
царствования Александра I, провозгласившего, что "вся мощь России - в
сухопутных войсках, а флот это лишь обременительная роскошь",
привела к значительному сокращению судостроительных работ.
Однако она не смогла в корне сломать сложившуюся практику
судостроения. Корабельное дело в России продолжало неуклонно
развиваться. Искусство и секреты кораблестроения передавались
из поколения в поколение. Так создавались целые династии потомственных
кораблестроителей, таких, как Амосовы, Баженины, Ершовы,
Глазырины, Поповы и др.
В конце XVIII в. в Петербурге открылось Училище корабельной
архитектуры, где впервые в России стали готовить теоретически гра-
12