ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


ются корабли для нового флота. На Воронежском и Олонецком заводах для них отливаются орудия.

В 1705 г. молодой Балтийский флот (преимущественно фрегаты, галеры, шнявы и прамы) насчитывает уже 20 вымпелов. В этом же году шведы почувствовали силу русского флота. Шведская эскадра из 24 судов под командованием адмирала Анкерштерна подошла к Котлину, где встретила русскую эскадру в составе 8 фрегатов и 9 мелких судов под командованием вице-адмирала К. И. Крюйса. Видя численное превосходство противника, наша эскадра стала на якорь между Котлином и крепостью Кроншлот. Шведы несколько раз пытались высадить десант, но все их попытки прорваться к Петербургу привели к большим потерям, что и заставило их отступить. Это была одна из первых морских побед, поднявшая боевой дух русских моряков и показавшая силу молодого русского флота.

С ростом Балтийского флота росла и его слава. 30 октября 1712 г. на верфи Санкт-Петербургского адмиралтейства был заложен 64-пушечный корабль. Проект и чертежи делал сам Петр, строительство вел Ричард Козенц, талантливый мастер, принятый на русскую службу в 1700 г.

1 мая 1715 г. под грохот пушечного салюта корабль, названный "Ингерманландом", был спущен на воду и вошел в состав русской эскадры под флагом вице-адмирала Петра I, командовавшего объединенным флотом союзных с Россией держав: Англии, Голландии и Дании. Корабль "Ингерманланд" был одним из лучших кораблей того времени.

В создании русского флота в послепетровский период и до начала XX столетия принимали деятельное участие выдающиеся ученые, кораблестроители, математики и изобретатели. Большой вклад в развитие теории корабля и обучение судостроителей внес выдающийся русский ученый, преподаватель Морского шляхетского корпуса Н. Г. Курганов. В 1757 г. выходит его труд "Универсальная арифметика", вытеснившая "Арифметику" Л. Ф. Магницкого, спустя несколько лет публикуются еще несколько его книг по математике и военной науке. Важно отметить, что развитие кораблестроения в России было тесно связано с ростом экономики и во многом зависело от характера производственных отношений на различных этапах русской истории. Так недальновидная военная доктрина царствования Александра I, провозгласившего, что "вся мощь России - в сухопутных войсках, а флот это лишь обременительная роскошь", привела к значительному сокращению судостроительных работ. Однако она не смогла в корне сломать сложившуюся практику судостроения. Корабельное дело в России продолжало неуклонно развиваться. Искусство и секреты кораблестроения передавались из поколения в поколение. Так создавались целые династии потомственных кораблестроителей, таких, как Амосовы, Баженины, Ершовы, Глазырины, Поповы и др.

В конце XVIII в. в Петербурге открылось Училище корабельной архитектуры, где впервые в России стали готовить теоретически гра-



12

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2019
след.