РУССКОМУ МОРЕ ИСКОННО БЛИЗКО
Морские походы периода Киевской Руси — это торговые походы.
На протяжении всего Х в. военные действия славян на море заняли
в общей сложности не более 9—10 лет. Да и браться за оружие
наших предков заставляли лишь вероломные нападения византийских
рабовладельцев и нашествия орд диких кочевников,
Походы киевских князей Олега и Игоря на Византию способствовали
тому, что долгие годы русские купцы вели беспошлинную
торговлю со странами Востока.
Северную часть пути «из варяг в греки» использовали новгородские
мореплаватели для выхода в Балтийское море (Волхов — Ладожское
озеро — Нева), и вот уже остров Котлин в Финском заливе —
стоянка русских лоцманов. Дальше путь новгородцев лежал
в Колывань (ныне Таллин), где суда оснащали для длительного
перехода морем в Финляндию, Швецию, немецкие и датские владения.
Новгородцы плавали на судах, построенных из досок. В отличие
от «набойных лодий» их называли «морскими» или «заморскими».
Датские и шведские правители ожесточенно сопротивлялись
бурному развитию мореплавания славян. И новгородским князьям
приходилось собирать свои дружины на борьбу за равноправное
владение Балтийским морем. В 1187 г. после нападения шведов на
их город новгородцы ответили морскими походами к берегам Швеции и Финляндии.
Четыре столетия (с IX по XII вв. включительно) суда русских
мореплавателей бороздили воды Балтийского и Черного морей.
Распад Киевского государства и последовавший затем период
феодальной раздробленности разобщили силы русских. Около
трехсот лет мореходство на Руси почти не развивалось и только после
разгрома шведского флота Петром I Россия снова получила выход
к. морям и стала строить свой флот. Поэтому рождение русского
военного флота связывается с именем Петра I, а его ботик,
на котором он плавал по реке Яузе, считается дедушкой русского
флота.
Петру I для торговли и охраны морских рубежей страны нужен
был сильный флот, способный вести борьбу с могущественным
противником, каким в то время была Швеция. Для этого нужны были
свои кораблестроители и штурманы, артиллеристы и фортификаторы.
Петр посылает за границу 70 молодых людей учиться новым для.
России наукам. Жадно учится и сам: плотничает и строит корабли
в Голландии, изучает артиллерийское дело в Бранденбурге и
кораблестроение в Англии.
Эти усилия вскоре принесли свои плоды. У входа в реку Неву
16 мая 1703 г. была заложена земляная крепость, названная
Петропавловской, а город и порт — Санкт-Петербургом. Несколько раньше
Петр, предвидя скорый выход к морю, строит на реке Сяси верфь,
где закладывает шесть фрегатов. На Ладоге и Свири также созда-
11