ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


была не только дань традиции, но и неуверенность в новом двигателе - паровой машине.

По сравнению с гребными и парусными судами, не изменявшимися в течение столетий, паровые суда быстро росли в размерах, увеличивались и скорости их передвижения. Долгое время длилась упорная борьба за звание самого быстроходного и самого большого пассажирского судна, плававшего по атлантической трассе из Европы в Америку. Начало этому положил гигантский корабль "Грейт Истерн", построенный по проекту известного инженера И. Брунеля. Судно имело 207,25 м длины, 25,3 м ширины, высота борта составляла 18,3 м, водоизмещение - 32 тыс. т. Мощность его машин равнялась 8,3 тыс. л. с., скорость хода - 14 узлов. Это были необычные по тем временам размеры, они в 4-5 раз превосходили параметры наиболее крупных судов того времени.

Шли годы, много новых судов строилось и плавало, но только спустя сорок лет появились суда, которые могли сравниться по величине с колоссом "Грейт Истерном".

Появляются корабли с электрическими двигателями - детище известного русского ученого Б. С. Якоби. В 1838 г. лодка, на которую был установлен сконструированный электрический двигатель, с 14-ю пассажирами на борту двигалась по Неве против течения со скоростью двух узлов. К сожалению, в то время идею "электроходов" нельзя было осуществить из-за слабого развития электротехнической промышленности.

Электродвигателю пришлось "подождать". Паровую машину вытеснил не он, а двигатель внутреннего сгорания. На военно-морской флот паровые машины с гребными винтами и корабли с металлическими корпусами пришли уже после того, как подобные корабли хорошо зарекомендовали себя в торговом флоте.

Сегодня кораблестроение сделало огромный шаг вперед. В военном флоте имеются ракетоносцы, крейсера, эскадренные миноносцы, сторожевые корабли, подводные лодки, катера различного назначения, десантные суда. В последнее время появились суда и на воздушной подушке, а конструкторы уже ищут новые способы движения, новые материалы.

Безусловно, что это новое невольно переходит и в судомоделизм. А иногда бывает и наоборот: судомоделисты идут впереди создателей "большого флота".

Однако не увядает интерес и к старому. Пожалуй, нет судомоделиста, который не попробовал бы свои силы в изготовлении моделей парусных кораблей, моделей-копий кораблей-героев времен Великой Отечественной войны. И снова, прежде чем строить, они обращаются к истории, изучают "биографии" прототипов. Вот в следующих главах мы и расскажем о наиболее важных вехах в истории отечественного кораблестроения, создания и становления нашего военно-морского флота, о подвигах советских моряков в годы Великой Отечественной войны.



10

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2019
след.