была не только дань традиции, но и неуверенность в новом
двигателе - паровой машине.
По сравнению с гребными и парусными судами, не изменявшимися
в течение столетий, паровые суда быстро росли в размерах,
увеличивались и скорости их передвижения. Долгое время длилась
упорная борьба за звание самого быстроходного и самого большого
пассажирского судна, плававшего по атлантической трассе из Европы
в Америку. Начало этому положил гигантский корабль "Грейт
Истерн", построенный по проекту известного инженера И. Брунеля.
Судно имело 207,25 м длины, 25,3 м ширины, высота борта составляла
18,3 м, водоизмещение - 32 тыс. т. Мощность его машин равнялась
8,3 тыс. л. с., скорость хода - 14 узлов. Это были необычные
по тем временам размеры, они в 4-5 раз превосходили параметры
наиболее крупных судов того времени.
Шли годы, много новых судов строилось и плавало, но только
спустя сорок лет появились суда, которые могли сравниться по
величине с колоссом "Грейт Истерном".
Появляются корабли с электрическими двигателями - детище
известного русского ученого Б. С. Якоби. В 1838 г. лодка, на которую
был установлен сконструированный электрический двигатель, с 14-ю
пассажирами на борту двигалась по Неве против течения со скоростью
двух узлов. К сожалению, в то время идею "электроходов" нельзя
было осуществить из-за слабого развития электротехнической промышленности.
Электродвигателю пришлось "подождать". Паровую машину вытеснил
не он, а двигатель внутреннего сгорания. На военно-морской
флот паровые машины с гребными винтами и корабли с металлическими
корпусами пришли уже после того, как подобные корабли
хорошо зарекомендовали себя в торговом флоте.
Сегодня кораблестроение сделало огромный шаг вперед. В военном
флоте имеются ракетоносцы, крейсера, эскадренные миноносцы,
сторожевые корабли, подводные лодки, катера различного назначения,
десантные суда. В последнее время появились суда и на воздушной
подушке, а конструкторы уже ищут новые способы движения, новые материалы.
Безусловно, что это новое невольно переходит и в судомоделизм.
А иногда бывает и наоборот: судомоделисты идут впереди
создателей "большого флота".
Однако не увядает интерес и к старому. Пожалуй, нет
судомоделиста, который не попробовал бы свои силы в изготовлении
моделей парусных кораблей, моделей-копий кораблей-героев времен
Великой Отечественной войны. И снова, прежде чем строить, они
обращаются к истории, изучают "биографии" прототипов. Вот в
следующих главах мы и расскажем о наиболее важных вехах в
истории отечественного кораблестроения, создания и становления
нашего военно-морского флота, о подвигах советских моряков в годы
Великой Отечественной войны.
10