парусные корабли-клипера или, как их тогда называли, "стригуны"
(суда, "стригущие верхушки волн") или "чайные клипера".
Американские судостроители, положившие начало этому типу судов
во времена "золотой лихорадки" в Калифорнии, в скором времени
были оставлены позади англичанами, которые построили такие
замечательные суда как "Сторнауэй", "Фермопилы", "Ариель" и "Катти
Сарк". Они предназначались для доставки чая из Китая в Англию.
Это были дальние рейсы, которые они делали в рекордно короткие
сроки. Существовал обычай: капитан судна, который первым привозил
груз чая нового урожая, получал высокую премию. Экипажи
соревнующихся судов по выходу из порта начинали океанскую гонку.
В те времена в Англии среди людей, связанных с морем, не было,
пожалуй, человека, который не заключал бы лари, поставив на один
из клиперов, как ставили на скачках на любимую лошадь. Приход
такого корабля в родной порт становился праздником для города.
Задолго до появления скоростных "чайных клиперов" делается
немало попыток использовать для движения .корабля механическую
энергию. Эксперименты начинаются с 1778 г., но только в 1806 г.
Р. Фультон построил пароход "Клермонт", который совершал рейсы
по реке Гудзон со скоростью 5 узлов, т. е. около 9 км в час. Длина
его была 43,28 м, ширина 4,27 м. Паровая машина имела мощность
в 18 л.с. и приводила в действие два бортовых гребных колеса
диаметром 4,5 м каждое. Год постройки "Клермонта" считают
началом парового судостроения.
Несколько лет спустя, в 1815 г., в Петербурге на заводе Берда
был построен первый русский пароход "Елизавета". Для корпуса
этого парохода была использована деревянная баржа длиной 18,3 м
и шириной 4,5 м. На ней установили паровой котел, который топили
дровами, а паровая машина достигала мощности в 16 л. с. и
позволяла судну развивать скорость такую же, как и "Клермонт".
Первые рейсы "Елизавета" делала между Кронштадтом и Петербургом.
В последнюю четверть XIX в. объем морских и пассажирских
перевозок по сравнению с недавним прошлым намного увеличивается.
Трехмачтовые клипера уже не могут удовлетворить растущую
потребность в перевозке пассажиров и грузов. А постройка
Суэцкого канала в 1869 г., которым не могли проходить парусные
суда, во многом способствовала появлению на этой и других линиях
паровых судов.
В военном кораблестроении появляются тяжелые броненосцы и
крейсера с мощной артиллерией. В России спущен на воду в 1872 г.
эскадренный броненосец "Петр Великий", проект которого был
разработан адмиралом А. А. Поповым. Это был один из сильнейших
броненосцев того времени, обладавший мощной нарезной артиллерией.
Паровые машины не сразу вытесняют парусные средства
передвижения, а какое-то время сосуществуют с ними, подобно тому,
как на первых парусных судах в свое время сохранялись весла. Здесь
9