Упрощаются обильные скульптурные украшения, в особенности на
корме. Улучшаются мореходные качества. Гребные суда помещаются
на рострах, остальные подвешиваются на деревянных боканцах с
кормы и у бизань-русленей с правого и левого борта.
К началу XIX в. на флотах морских держав сформировались
следующие виды военных кораблей. Линейные корабли, несущие от
70 до 130 орудий, размещенных главным образом на закрытых
батарейных палубах, которые назывались деками, отсюда и название;
двухдечные и трехдечные. Водоизмещение линейных кораблей было
от 1000 до 2000 т, а экипаж доходил до 1000 человек.
Следующими были фрегаты. По величине они меньше линейных
кораблей, имели одну закрытую батарейную палубу с количеством
орудий от 25 до 50 и экипаж до 500 человек,
Далее шли корветы, которые имели одну открытую батарейную
палубу с 24—30 орудиями. Разновидностью этих судов при меньшем
количестве артиллерии были шлюпы.
Для посыльной и разведывательной служб применялись двух-мачтовые
бриги с артиллерией, размещавшейся на палубе. Один из
таких бригов, восемнадцатипушечный «Меркурий», под командованием
капитан-лейтенанта А. И. Казарского покрыл себя неувядаемой
славой в бою с двумя турецкими кораблями в 1829 г., во время
русско-турецкой войны.
Модификация конструкций судов этого периода состояла в следующем:
с введением диагонального крепления все корабли увеличивались
в размерах, стали длинней, шире, «глубже». Нагрузка получила
более правильные условия. Внешние обводы приобрели более
красивые очертания. Перестают строить крытые баки. Крытые юты
ограничиваются одним ярусом. Вводится круглая корма.
Деревянные шлюпбалки заменяются стальными. Кормовой флаг
стали поднимать на бизань-гафеле. Вышли из употребления стакселя,
вместо которых на фок- и грот-мачтах ставят триселя. Вводятся
цепные якорные канаты. Между орудийными портами для света
и вентиляции нижних помещений делают иллюминаторы. В окраске
судов преобладает черный цвет с белой полосой под черными
ставнями орудийных портов.
На всех деках и верхней палубе вводится однокалиберная
артиллерия. На торговых судах для отпугивания пиратов иногда рисуют
на бортах ложные пушечные порты, которые назывались лось-порты.
Середина XIX в. — время расцвета парусного флота, тоннаж
мирового флота достигает громадной величины — четырех миллионов
тонн. Появляются новые типы судов, которые отличаются по парусному
вооружению, имеют острые обводы корпуса и обладают прекрасными
ходовыми качествами. Узкий, длинный и невысокий корпус
клипера (так назывались новые типы кораблей), а затем и барка
пришел на смену многоэтажному корпусу линейного парусного корабля.
В океане начинается борьба за скорость доставки грузов под
парусами. Из Китая в Англию идут быстроходные трехмачтовые
8