которые поднимались вручную, шпилей в те времена еще не знали,
и если якорь уходил глубоко в грунт и сил команды не хватало,
чтобы его поднять - а это случалось довольно часто - тогда
приходилось рубить канат и навсегда расставаться с якорем.
Разновидностью нефов были испанские галеоны, каравеллы и
португальские караки (последние начали строить и во французском флоте).
К концу XV и началу XVI вв. нефы совершенствуются. На фок-
и грот-мачтах поднимают по два прямых паруса, на двух задних
мачтах-однодревках поднимают латинские паруса.
Наряду с развитием парусных кораблей сохранялись и гребные
суда. Переход от гребных судов к парусным продолжался несколько
столетий и закончился в конце XVII в. В России и некоторых странах
Средиземноморья гребные суда оставались вплоть до XIX в.,
а трехмачтовая галера "Пернов" сохранялась, как памятник старины,
до апреля 1931 г.
Кораблестроение средних веков не сделало значительных успехов,
но почти все великие морские открытия относятся именно к той
эпохе. Период великих путешествий обязан не столько судостроению,
сколько неуемной любознательности, смелости и отваге людей,
выходивших в далекое плавание на довольно несовершенных судах.
В XV в. благодаря усовершенствованию литейного производства
в сухопутных армиях и на флоте получает широкое распространение
огнестрельное оружие. Первые пушки (бомбарды), сваренные из
железных полос и скрепленные обручами, заменяются литыми
орудиями из бронзы. Эти орудия стреляют уже не каменными ядрами, а
бронзовыми и чугунными.
В 1500 г. в парусном флоте появляется новое изобретение -
пушечные порты, что дает возможность располагать на верхней
палубе и в надстройках артиллерию, которая раньше располагалась
только на верхней палубе. Корабль как бы одевается в несколько
ярусов пушками. Появляется первая классификация артиллерии, с
подразделением ее на легкую и тяжелую, на кулеврины, пушки,
мортиры и гаубицы, Строятся новые, более совершенные типы
военных кораблей.
В XVIII в. подводную часть судов начинают обшивать медными
листами. Несколько заменяются рангоут и такелаж. Так,
блиндстеньга на бушприте заменяется горизонтальным утлегарем,
на котором вместо трапециевидных парусов ставят три треугольных
кливера. В продолжении стеньг поднимают брам-стеньги, а в парусах
добавляют брамселя и бом-брамселя. На бизань-мачте вместо
латинского паруса поднимают косую бизань с гафелем и гиком.
Для увеличения парусности при слабых попутных ветрах на
реях фок- и грот-мачты ставят лиселя; которые крепятся на
выдвижных лисель-спиртах.
Улучшается архитектура корабля, меньше становится завал
бортов внутрь, отчего палуба становится шире. Уменьшается
седловатость судов. Выходят из употребления многоэтажные
нос и корма.
7