ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


которые поднимались вручную, шпилей в те времена еще не знали, и если якорь уходил глубоко в грунт и сил команды не хватало, чтобы его поднять - а это случалось довольно часто - тогда приходилось рубить канат и навсегда расставаться с якорем.

Разновидностью нефов были испанские галеоны, каравеллы и португальские караки (последние начали строить и во французском флоте).

К концу XV и началу XVI вв. нефы совершенствуются. На фок- и грот-мачтах поднимают по два прямых паруса, на двух задних мачтах-однодревках поднимают латинские паруса.

Наряду с развитием парусных кораблей сохранялись и гребные суда. Переход от гребных судов к парусным продолжался несколько столетий и закончился в конце XVII в. В России и некоторых странах Средиземноморья гребные суда оставались вплоть до XIX в., а трехмачтовая галера "Пернов" сохранялась, как памятник старины, до апреля 1931 г.

Кораблестроение средних веков не сделало значительных успехов, но почти все великие морские открытия относятся именно к той эпохе. Период великих путешествий обязан не столько судостроению, сколько неуемной любознательности, смелости и отваге людей, выходивших в далекое плавание на довольно несовершенных судах.

В XV в. благодаря усовершенствованию литейного производства в сухопутных армиях и на флоте получает широкое распространение огнестрельное оружие. Первые пушки (бомбарды), сваренные из железных полос и скрепленные обручами, заменяются литыми орудиями из бронзы. Эти орудия стреляют уже не каменными ядрами, а бронзовыми и чугунными.

В 1500 г. в парусном флоте появляется новое изобретение - пушечные порты, что дает возможность располагать на верхней палубе и в надстройках артиллерию, которая раньше располагалась только на верхней палубе. Корабль как бы одевается в несколько ярусов пушками. Появляется первая классификация артиллерии, с подразделением ее на легкую и тяжелую, на кулеврины, пушки, мортиры и гаубицы, Строятся новые, более совершенные типы военных кораблей.

В XVIII в. подводную часть судов начинают обшивать медными листами. Несколько заменяются рангоут и такелаж. Так, блиндстеньга на бушприте заменяется горизонтальным утлегарем, на котором вместо трапециевидных парусов ставят три треугольных кливера. В продолжении стеньг поднимают брам-стеньги, а в парусах добавляют брамселя и бом-брамселя. На бизань-мачте вместо латинского паруса поднимают косую бизань с гафелем и гиком.

Для увеличения парусности при слабых попутных ветрах на реях фок- и грот-мачты ставят лиселя; которые крепятся на выдвижных лисель-спиртах.

Улучшается архитектура корабля, меньше становится завал бортов внутрь, отчего палуба становится шире. Уменьшается седловатость судов. Выходят из употребления многоэтажные нос и корма.



7

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2019
след.