были вооружены копьями, метательными дротиками, пращами,
мечами и луками со стрелами. Сама триера была вооружена тараном,
который завершал форштевень над водой. Иногда таран был подводным.
Кроме этого на триерах имелись башни, с которых воины
забрасывали противника дротиками и стрелами.
Применялись метательные машины - баллисты и катапульты.
Впоследствии на греческих судах в качестве средства нападения и
защиты использовалась зажигательная смесь, получившая название
"греческий огонь". С его помощью греки не раз одерживали победы
над своими врагами.
Основным движителем всех кораблей тех времен были весла,
вспомогательным - парус. Дальнейшее совершенствование
судостроения вследствие низкого уровня производства происходило очень
медленно. Суда на протяжении многих веков почти не изменялись.
Переходя из века в век, корабли сохраняли свои специфические
признаки, подвергаясь лишь незначительным изменениям.
Понадобилось несколько столетий, чтобы прибавилась мачта, лишний
рей или парус. Руль в виде весла употреблялся несколько тысячелетий.
Родиной парусных кораблей Ф. Энгельс и многие историки
считают Северное море. Отважные мореходы-норманны на своих
судах-дракарах совершали переходы по океану, открывали Исландию,
Гренландию и задолго до Колумба пришли в Америку. Основным
занятием для многих викингов было пиратство. Свои корабли викинги
называли образно "морскими волками", "морскими конями" пли
"морскими драконами" и почти всю свою жизнь проводили на этих
кораблях, которые были в основном небольшими судами,
вмещавшими до 60 человек экипажа.
В VIII-XI вв. суда викингов увеличиваются в размерах и
достигают 20 м длины, но внешний вид их не меняется вплоть до
XIV в. Викинги наводили ужас всюду, где появлялись их полосатые
паруса. Но без весел пираты не могли обходиться и в критические
минуты прибегали к их помощи. Чисто парусные корабли появились
во времена крестовых походов, когда крестоносцы, отправляясь на
Ближний Восток, для перевозки войск использовали так называемые
нефы. Это были деревянные суда водоизмещением до 600 т со
своеобразными симметричными скуластыми обводами носа и кормы,
высокими надстройками, на которых во время боя находились
арбалетчики. В корме были проделаны отверстия для коротких,
с широкими лопастями весел, которые служили рулями. На нефах
было две мачты-однодревки.
Окрашивались нефы различными красками и расцвечивались
многочисленными яркими флагами и вымпелами. Паруса также были
цветные - от ярко алых, желтых и полосатых до черных (если за
судне был траур). Борта нефов строились прямые, без уклонов,
отчего ширина всех палуб была одинакова.
На нефах были три шлюпки: одну, большую, брали на буксир.
Две меньших поднимали на палубу. Суда эти имели до 20 якорей,
6