ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


были вооружены копьями, метательными дротиками, пращами, мечами и луками со стрелами. Сама триера была вооружена тараном, который завершал форштевень над водой. Иногда таран был подводным. Кроме этого на триерах имелись башни, с которых воины забрасывали противника дротиками и стрелами.

Применялись метательные машины - баллисты и катапульты. Впоследствии на греческих судах в качестве средства нападения и защиты использовалась зажигательная смесь, получившая название "греческий огонь". С его помощью греки не раз одерживали победы над своими врагами.

Основным движителем всех кораблей тех времен были весла, вспомогательным - парус. Дальнейшее совершенствование судостроения вследствие низкого уровня производства происходило очень медленно. Суда на протяжении многих веков почти не изменялись.

Переходя из века в век, корабли сохраняли свои специфические признаки, подвергаясь лишь незначительным изменениям. Понадобилось несколько столетий, чтобы прибавилась мачта, лишний рей или парус. Руль в виде весла употреблялся несколько тысячелетий.

Родиной парусных кораблей Ф. Энгельс и многие историки считают Северное море. Отважные мореходы-норманны на своих судах-дракарах совершали переходы по океану, открывали Исландию, Гренландию и задолго до Колумба пришли в Америку. Основным занятием для многих викингов было пиратство. Свои корабли викинги называли образно "морскими волками", "морскими конями" пли "морскими драконами" и почти всю свою жизнь проводили на этих кораблях, которые были в основном небольшими судами, вмещавшими до 60 человек экипажа.

В VIII-XI вв. суда викингов увеличиваются в размерах и достигают 20 м длины, но внешний вид их не меняется вплоть до XIV в. Викинги наводили ужас всюду, где появлялись их полосатые паруса. Но без весел пираты не могли обходиться и в критические минуты прибегали к их помощи. Чисто парусные корабли появились во времена крестовых походов, когда крестоносцы, отправляясь на Ближний Восток, для перевозки войск использовали так называемые нефы. Это были деревянные суда водоизмещением до 600 т со своеобразными симметричными скуластыми обводами носа и кормы, высокими надстройками, на которых во время боя находились арбалетчики. В корме были проделаны отверстия для коротких, с широкими лопастями весел, которые служили рулями. На нефах было две мачты-однодревки.

Окрашивались нефы различными красками и расцвечивались многочисленными яркими флагами и вымпелами. Паруса также были цветные - от ярко алых, желтых и полосатых до черных (если за судне был траур). Борта нефов строились прямые, без уклонов, отчего ширина всех палуб была одинакова.

На нефах были три шлюпки: одну, большую, брали на буксир. Две меньших поднимали на палубу. Суда эти имели до 20 якорей,



6

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2019
след.