случае гребные винты будут вращаться с одинаковыми скоростью
и временем раскручивания резиномотора.
Резиномотор следует заводить вдвоем: один держит модель,
другой заводит мотор.
Заводить резиномотор удобно ручной дрелью. Для этого в ее патрон
вставляется проволочный крючок, за который цепляют один конец
резиномотора. Моделист с дрелью оттягивает от модели резину
и, вращая дрель, закручивает пучок резины до образования на
ней первого ряда витков. А затем идет второй сплошной ряд и т. д.
Количество витков зависит от длины резины и ее качества. По мере
закручивания резиномотора его длину постепенно сокращают, а закрутив
до отказа, снимают с дрели и одевают на носовой крючок
в корпусе модели. Резину, чтобы сохранить ее упругие качества,
необходимо держать в плотно закрытой банке темного стекла и
пересыпать тальком. Перед установкой резиномотора на модель с него
стряхивают тальк и на один час опускают в теплую мыльную воду,
после этого с резины удаляется вода, а перед заводкой резиномотора
она смазывается смесью глицерина с зеленым мылом, жидким
вазелином или касторовым маслом.
После работы резиномотора с него необходимо теплой водой
смыть жировую смазку, высушить и пересыпать тальком. Но не
следует резиномотор оставлять в закрученном состоянии на
продолжительное время.
Заводить резиномотор можно также при помощи гребного винта
и заводной ручки, расположенной в носу модели. Но эти способы
имеют существенные недостатки. Например, заводная ручка
портит внешний вид модели и мешает ее ходу, а заводить
резиномотор гребным винтом неудобно: требуется большая затрата времени.
ПРУЖИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Начинающим моделистам можно порекомендовать изготовлять
к моделям пружинные двигатели, которые по сравнению с
резиномоторами имеют существенные преимущества. Они не портят
внешнего вида модели и обеспечивают ей хорошие ходовые качества, да
и мощность пружинных двигателей на много больше, чем у резиномоторов;
к тому же модели, имеющие пружинные двигатели, устойчивее
держатся на курсе, имеют ровный ход и большую дальность
плавания. Пружины к таким двигателям применяются двух видов:
спиральные или часовые и витые из стальной проволоки — цилиндрические.
Для пружинного двигателя можно использовать пружины от
старых часов, от заводных игрушек и т. д.
Цилиндрическую пружину можно навить самому из сталистой
проволоки. Для этого, правда, требуются некоторые навыки работы
со слесарным инструментом. Нужен для этого и специальный
барабан с закрепленной внутри него осью.
Изготовляют его в такой последовательности: в деревянном цилиндре
засверливают сквозное отверстие, в которое вставляют ме-
101