таллическую ось, затем по диаметру барабана вырезают два
жестяных круга, которые насаживаются на ось и припаиваются к ней,
после этого жестяные круги мелкими шурупами крепят к торцам
барабана. Дерево для барабана выбирают твердой породы (дуб, бук
или береза), чтобы при завивке пружины она не врезалась в
поверхность барабана. Пружину навивают из проволоки диаметром
0,5—0,1 мм. Приблизительный диаметр барабана для небольших
моделей 10—20 мм. Не следует навивать проволоку плотно виток
к витку, так как такая пружина будет жесткой, быстро
раскручиваться и иметь меньше оборотов. Для изготовления осей могут
подойти велосипедные или вязальные спицы, стальная или прутковая сталь-серебрянка.
Для пружинных двигателей установка редукторов также
необходима, как и для резиномоторов.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ
В самоходных моделях кораблей широко применяются электрические
двигатели. В корпусе модели они устанавливаются на фундаменте,
который выстругивают из цельного куска дерева. Фундаменты
можно делать укрепленными только к днищу модели или же
связанными со шпангоутами или переборками. Фундамент желательно
делать из твердых пород дерева. В фундаменте выбирается
выемка по форме мотора, в которой шурупами закрепляют мотор
хомутиком, вырезанным из жести.
Электрические двигатели на моделях кораблей используются
постоянного тока 12—27 в типа МУ, этот тип моторов
многооборотный (более 10000 оборотов в минуту), а для уменьшения
оборотов (до 1000—1500 в минуту) необходимо поставить редуктор.
Питание электромоторы получают от батарейки для карманных
фонарей типа КБС, ФБС или малогабаритных аккумуляторов.
Батарейки или аккумуляторы для питания электродвигателя должны
быть прочно закреплены в корпусе модели. При монтаже электро-
проводки необходимо тщательно изолировать их от воздействия
влаги. Соединения проводов для большей надежности следует
спаять и изолировать. Провода желательно применять с
хлорвиниловой или пластмассовой оболочкой.
Если нужно повысить напряжение батареек, их соединяют
последовательно в группы, т. е. «плюс» одной с «минусом» другой.
Для увеличения емкости батарейки соединяются параллельно:
«плюс» одной группы с «плюсом» другой. Для мощных моторов
100—200 вт применяют кислотные или щелочные аккумуляторы,
которые можно заряжать через выпрямитель от сети переменного тока.
ГРЕБНОЙ ВИНТ
Гребной винт является важной деталью модели и от его
правильного подбора зависит ее ход и маневренность.
Гребные винты могут иметь от двух до шести лопастей, которые
102