9. ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ Ш-2
Легкий трехместный гидросамолет амфибия Ш-2 был создан под руководством авиаконструктора
В.Б. Шаврова. Первый полет на нем провел пилот Б.В. Глаголев летом 1930 года.
Самолет строился серийно в 1933—1934 годы. Это был первый отечественный крупносерийный
гидросамолет (выпущено несколько сотен экземпляров). В 1933 году был построен санитарный
вариант Ш-2 (16 экземпляров). С 1939 года самолет строился серийно на ремонтных базах
гражданского воздушного флота.
Самолет Ш-2 — подкосный полутораплан с двигателем воздушного охлаждения М-11 мощностью
73,5 кВт (100 л.с.) и верхним расположением главного крыла. На стоянке для
удобства хранения крылья могли складываться назад. Шасси подъемное (из кабины пилота),
состояло из двух ног с полуосями и колес с амортизацией из растянутых резиновых жгутов.
Вместо колес могли применяться лыжи.
Самолет Ш-2 широко эксплуатировался в Аэрофлоте до 1964 года. Он использовался для
ледовой разведки с кораблей, для перевозки пассажиров и почты по рекам и озерам Сибири,
на Каспии применялся для разведки рыбы и тюленей. При гибели парохода «Челюскин»
Ш-2, находившийся на его палубе, был спасен; на нем пилот М.С. Бабушкин и механик
Г.С. Валавин перелетели из лагеря О.Ю. Шмидта в Ванкарем и там приняли участие в организации
спасения челюскинцев. В Великую Отечественную войну Ш-2 служил для связи с партизанами.
Основные данные Ш-2 (санитарный): взлетная масса — 1000 кг, нагрузка па крыло —
40,5 кг/м2, максимальная скорость — 138 км/ч, полная нагрузка — 320 кг.
|