8. ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ АИР-6
Легкий пассажирский трехместный подкосный моноплан АИР-6 был создан под руководством
авиаконструктора А.С. Яковлева. Летные испытания проведены в мае 1932 года летчиком
Ю.И. Пионтковским. Самолет строился серийно до 1936 года. На нем был установлен двигатель
воздушного охлаждения М-11 мощностью 73,5 кВт (100 л.с.). Фюзеляж сварной из стальных
труб, крыло и оперение деревянные, обшивка крыла, оперения, хвостовой части фюзеляжа
полотняная, стойки шасси соединены с передними стойками — подкосами. Выпускался и
санитарный вариант АИР-6.
В августе 1934 года был осуществлен первый дальний групповой перелет четырех самолетов
АИР-6 по маршруту Москва — Горький — Казань — Янаул — Свердловск — Курган — Петро-
павловск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Нижнеудинск — Иркутск и обратно. Общая
протяженность перелета составила 9 тысяч километров. Это расстояние было покрыто за 72
часа летного времени.
Самолет широко использовался на местных линиях Аэрофлота и в санитарной авиации,
в частности в труднодоступных горных районах. Одной из модификаций АИР-6 был гидросамолет
на поплавках. 19 октября 1936 года пилот Я.В. Письменный и механик В.П. Кузнецов
установили на таком самолете мировой рекорд дальности полета — 568,9 километра. Это был
первый официально зафиксированный мировой рекорд для легких самолетов. 23 мая 1937 года
Я.В. Письменный на АИР-6 выполнил перелет Киев — Батуми, установив тем самым мировой
рекорд дальности полета — 1297,1 километра. Всего было построено 950 самолетов АИР-6, из
них 20 санитарных.
Основные данные АИР-6: взлетная масса — 961 кг, нагрузка на крыло — 45 кг/м2,
максимальная скорость — 170 км/ч, полная нагрузка — 290 кг.
|