3. ГРУЗОВОЙ САМОЛЕТ Г-1
Первый в мире цельнометаллический тяжелый двухмоторный самолет АНТ-4 (Г-1 и ТБ-1)
был создан под руководством авиаконструктора А.Н. Туполева, испытан в полете пилотом
А.И. Томашевским осенью 1925 года. С 1929 года самолет выпускался серийно как тяжелый
бомбардировщик ТБ-1 с двигателями жидкостного охлаждения М-17 мощностью по 367—500 кВт
(500—680 л.с.). У него было свободнонесущее крыло, размещенное по схеме низкоплана,
с обшивкой из гофрированного дюралюминия. С 1934 года ТБ-1 использовался в Аэрофлоте
в качестве грузового самолета (Г-1) и в виде гидросамолета с поплавками.
С 23 августа по 1 ноября 1929 года экипаж в составе летчиков С.А. Шестакова, Ф.Е. Болотова,
Б.В. Стерлигова, Д.В. Фуфаева совершил на АНТ-4 «Страна Советов» первый выдающийся
по дальности и сложности перелет из Москвы в Нью-Йорк через Азию. Расстояние 21242 километра
самолет преодолел за 141 час 45 минут летного времени, в том числе над океаном 8 тысяч
километров за 50 часов 30 минут. 5 марта 1934 года пилот А.В. Ляпидевский на самолете
АНТ-4 участвовал в спасении челюскинцев, за что был удостоен звания Героя Советского
Союза. С 9 февраля по 14 июня 1937 года экипаж в составе летчиков Ф.Б. Фариха, В.А. Пацынко,
А.П. Штепенко, М.И. Чагина, В.А. Демидова и три пассажира совершили на самолете АНТ-4
большой арктический перелет из Москвы через всю Сибирь и побережье Северного Ледовитого
океана, пролетев 23 тысячи километров и сделав 47 посадок.
Всего было построено 216 самолетов АНТ-4 разных модификаций. Самолет Г-1 использовался
на транспортных перевозках в период Великой Отечественной войны.
Основные данные Г-1: взлетная масса — 7500 кг, нагрузка на крыло — 62,5 кг/м2,
максимальная скорость — 201 км/ч, полная нагрузка — 3000 кг.
|