2. ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ПР-5
В конце 1920-х годов под руководством авиаконструктора Н.Н. Поликарпова был создан
двухместный самолет Р-5. Основным его назначением являлась разведка. Кроме того самолет
широко применялся как почтовый и пассажирский (модификация П-5). На Р-5 стоял двигатель
М-17 мощностью 367—500 кВт (500—680 л. с.). Это был полутораплан с минимальным числом
стоек и расчалок, в качестве материала для основных элементов конструкции использовалось
дерево. Было создано 14 модификаций Р-5, из них П-5, ПР-5, ПР-5бис строились серийно.
14 февраля 1934 года во льдах Арктики потерпел крушение пароход «Челюскин». Для
спасения людей, высадившихся на льдину, была организована экспедиция, в состав которой
вошли три самолета П-5, пилотируемые В.С. Молоковым, Н.П. Каманиным, М.В. Водопьяно-
вым. Летчики эвакуировали большую часть челюскинцев, за что были удостоены звания Героев
Советского Союза. Самолет П-5 в разных модификациях принимал участие в транспортных
перевозках в период Великой Отечественной войны.
Модификацию ПР-5 разработал авиаконструктор А.Н. Рафаэлянц. Фюзеляж с четырех-
местной кабиной. Мощность двигателя 525 кВт (715 л.с.). В феврале—марте 1935 года
экипаж В.С. Молокова совершил на этом самолете перелет Москва — о. Диксон с четырьмя
промежуточными посадками.
Основные данные ПР-5: взлетная масса — 3242 кг, нагрузка на крыло 64,5 кг/м2, максималь-
ная скорость — 233 км/ч, полная нагрузка — 1090 кг.
|