ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Г. Челак.   Из истории отечественного флота ( откр. 5 )
откр. 5

5. ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ПАРОХОД «ЕЛИЗАВЕТА»
В 1765 году талантливый русский механик-самоучка И. II. Ползунов изобрел первую в мире паровую машину, которая в 1766 году, уже после смерти ее создатели, была установлена на металлургическом заводе в Барнауле. Через четыре года независимо от Ползунова построил свою паровую машину англичанин Д. Уатт. Появление паровых двигателей не прошло в стороне от внимания судостроителей многих стран. Их длительные упорные поиски в 1807 году увенчались успехом;—американскому инженеру Р. Фултону удалось построить небольшой речной пароход, получивший название «Клермонт». А еще через восемь лет первый пароход появился и в России. Это было небольшое транспортное судно, построенное на машиностроительном заводе Ч. Берда в Петербурге с паровой машиной мощностью всего 4 л. с. (по другим данным —16 л. с.). Из дошедших до нашего времени описаний можно предположить, что пароход как таковой Берд не строил, а установил паровую машину в корпусе речной деревянной баржи-тихвинки, несколько позднее названной «Елизаветой». Причем на самом первом рисунке судно было изображено с кирпичной дымовой трубой, замененной уже в ходе эксплуатации на металлическую. Эта труба высотой 7,4 м служила и мачтой для паруса, поднимаемого на судне с целью увеличения скорости хода при попутных ветрах. Длина «Елизаветы» была 18,3 м, ширина 4,5 м. В движение судно приводилось бортовыми колесами диаметром 2,4 м. В августе 1815 года «Елизавета» совершала пробные плавания, катая по Неве знатных пассажиров, а в ноябре того же года открыла регулярные рейсы между Петербургом и Кронштадтом.

пред.
ReSim Laboratory   2004-2008
след.
Hosted by uCoz