ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Г. Челак.   Из истории отечественного флота ( откр. 4 )
откр. 4

4. ШХОУТ МАРСЕЛЬНЫЙ
Интенсивное развитие торговли во второй половине XIV века вызвало оживление судоходства на Волге. К тому времени была установлена торговля со странами Ближнего Востока, поэтому волжский водный путь привлек внимание не только русских, но и многих иностранных купцов. Одному из них в 1559 году русским царем было выдано разрешение на организацию в Нижнем Новгороде строительства речных судов. В 1634 году посольство Шлезвиг-Гольштейнского герцогства также получило разрешение от царя Михаила на постройку десяти транспортных судов для плавания в Персию (Иран) по Волге и Каспийскому морю. Постройка первого такого судна, получившего наименование «Фридерик», началась в следующем году в Нижнем Новгороде. Это был плоскодонный трехмачтовый корабль длиной 36 м, шириной 12, осадкой 2 м. Ломимо парусного вооружения для движения в тихую штилевую погоду на нем имелось 12 пар весел. Однако в первом же рейсе «Фридерик» попал в сильный шторм и погиб. Примерно в это же время строительство морских судов началось и в Астрахани. Для защиты торгового мореплавания на Каспии в 1669 году в селе Дединово на Оке по инициативе боярина А. Л. Ордин-Нащокина был построен первый в России трехмачтовый военный корабль «Орел». Особенно интенсивно судостроение на Волге и Каспийском море стало развиваться в эпоху Петра Первого, который в 1717 году запретил плавание на устаревших к тому времени стругах и бусах и приказал строить более совершенные корабли новых конструкций — шхоуты, гальоны, гекботы. Изображенный на открытке марсельный шхоут — типичный представитель каспийских торговых судов XVII—XVIII веков. Построенные по голландскому образцу, эти корабли имели две или три мачты и два грузовых трюма. Длина шхоутов достигала 30—45 м, ширина от 7 до 11,5 м, глубина трюмов до 5 м. Они могли принимать до 250—300 т грузов, их экипажи состояли из 12—18 человек.

пред.
ReSim Laboratory   2004-2008
след.
Hosted by uCoz