ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А.Е. Стахурский.    Судомоделисты в пионерском лагере


ПРОСТАЯ МОДЕЛЬ ПАРУСНОЙ ЯХТЫ


Конструкция этой модели разработана и описана инженером С.Т.Лучининовым. Общий вид и детали модели показаны на рис. 10. Для постройки модели надо увеличить чертежи в шесть раз.

Начните с корпуса. На дощечки из 3 мм фанеры нанесите клетки, увеличенные в шесть раз, по сравнению с тем, которые указаны на чертеже, затем вычертите шпангоуты и выпилите их лобзиком. Потом, пользуясь чертежами "вид сверку" и "вид сбоку", сделайте из деревянных брусков носовую и кормовую колобашки. На деревянном бруске на определенном расстоянии установите шпангоуты и колобашки и скрепите на клею рейками. На сделанный таким образом каркас наложите шпон - однослойную фанеру, которая образует обшивку. Дощечки обшивки крепите на клею тоненькими гвоздиками. Под шляпки гвоздей положите кусочки картона, чтобы при вытаскивании их, когда клей высохнет, не повредить обшивку. Сделанный корпус изнутри и снаружи тщательно покройте масляной краской. Он должен быть водонепроницаем. Палубу выпилите из фанеры.

Размеры и форма плавника показаны на "виде сбоку", Выпилите плавник из сухой дощечки, прикрепите его шурупами изнутри к днищу точно посередине и придайте ему обтекаемую форму. Затем, наметив на киле его свинцовую часть, отпилите этот кусочек дерева и по нему сделайте из гипса форму для отливки свинцового балласта. Когда свинец остынет, подгоните отливку к килю и прочно прикрепите шурупами.

Руль сделайте из полоски жести, баллер - из куска стальной проволоки. Чтобы обеспечить водонепроницаемость корпуса, проведите баллер через трубку.

Рангоут модели состоит из мачты, гика и краспицы. Делайте их из реек без сучков, хорошо высушенных. Рангоут крепится с помощью планочек, обушков, оттяжек. Для такелажа хорошо использовать капроновую леску. Мачту растяните между двумя вантами, концы их закрепите на планочках, установленных по бортам. Штаги тянутся с топа мачты и крепятся на обушках в носу и в корме. На нижний конец мачты - шпор наденьте гильзу от мелкокалиберного патрона. Устройство и крепление мачты показано на рисунке. Там же показано крепление гика к нижней части мачты. Для крепления штоков сделайте два погона, один в носу, идущий к стакселю, другой в корме - к гроту.

Парусное вооружение яхты состоит из двух парусов: большого - грота и малого - стакселя. Размеры и форма их показаны на рисунке, Не забудьте: размеры должны быть увеличены в шесть раз. Для изготовления парусов пригодна любая плотная, но тонкая ткань, например батист. Кромки обшейте тонким шнурочком. Чтобы грот не морщился, по большой его кромке прострочите три кармана и вставьте в них тоненькие полоски - латы.

Для автоматического управления рулем сделайте специальное устройство. К верхней части баллера прикрепите сектор из кусочка латуни. По переднему его краю просверлите отверстия для крючков двух штоков, концы которых пойдут к обушкам на гике, Через отогнутый хвостик сектора и крючок на корме пропустите двойную резинку, которая в зависимости от сипы ветра будет регулировать поворот румпеля, обеспечивая парусам хорошее натяжение, а следовательно, и ход яхты. Натяжение резинки можно регулировать оттяжкой, закрепленной на обушке, установленном на палубе в диаметральной плоскости.

Это лишь один из многочисленных вариантов модели якты. С другими вариантами можно познакомиться по рекомендованной выше литературе. Счастливого плавания!



14

Scan: AAW OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2008
Hosted by uCoz