ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Модели-копии


НЕФТЕРУДОВОЗ «БОРИС БУТОМА»


В. Костычев

      Каждый год со стапелей, отечественных судоверфей сходят десятки новых, все более совершенных, скоростных и вместительных судов различного назначения. В десятой пятилетке суда для нашего флота строятся по 49 проектам. Из них 24 типа появятся в портах впервые. Среди них так называемые лихтеровозы, барже-буксирные составы, крупные железнодорожные паромы и суда для перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов.
      Методы секционного строительства, вначале примененные архитекторами, приняты на вооружение отечественными кораблестроителями. Впервые в нашей стране они создали крупнотоннажное судно, составленное из стандартных элементов — конструктивных модулей. Типовой проект позволил организовать поточное производство огромного нефтеналивного судна дедвейтом 100 тыс. т. Его цилиндрическая часть составлена из семи совершенно одинаковых частей корпуса, длина каждого составляет около 20 м. Унифицированы даже поперечные переборки, комингсы грузовых люков и другие детали секций. Это значительно сократило затраты на подготовку производства, организацию работы, сроки, в течение которых гигант находится на стапеле.
      Головной нефтерудовоз, получивший имя выдающегося советского организатора кораблестроения Бориса Бутомы, уже трудится на морских просторах. Он перевозит навалочные и насыпные грузы (руду, зерно, удобрения и т.д.) и, конечно же, нефть. Два грузовых насоса, установленных в нем, могут погрузить или выгрузить нефтяную массу за считанные часы.
      По конструктивной характеристике «Борис Бутома» — одновинтовое, однопалубное, девятитрюмное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки и транцевой кормой. Для большей безопасности перевозок в районе грузовых трюмов у теплохода предусмотрен двойной борт. Высокая степень автоматизации позволяет обслуживать силовую установку всего одним вахтенным. А уровень механизации таков, что со всеми работами на нефтерудовозе-гиганте справляется 35 человек.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СУДНА:

Номер проекта - 1593
Год и место постройки - 1977, СССР
Длина (наибольшая) - 258,2 м
Ширина (по палубе) - 39,4 м
Высота борта - 21,4 м
Осадка максимальная - 14,5-15,55 м
Водоизмещение - 100000-163000 т
Скорость хода - 15,2 узл
Экипаж - 35 чел.



      Нефтерудовоз «Борис Бутома» — комбинированное судно, в котором совмещены танкер и сухогруз. Он перевозит за один рейс по 100 тыс. т нефтепродуктов и навалочных грузов — это примерно 1600 железнодорожных вагонов. Грузовое пространство в корпусе судна разделено на девять похожих как близнецы трюмов — танков.
      В средней части судна высится П-образная (портальная) мачта, состоящая из балочного салинга с консолями и двух цилиндрических колонн. Ее роль — подача шлангов, по ним в трюмы перекачивается нефть. Салинг с консолями представляет собой коробчатую конструкцию, к вертикальным листам которой присоединены обухи топенантов, а по всему периметру идет леерное ограждение. К колоннам с помощью башмака и вертлюга шпора прикреплены механизированные цилиндрическо-конусные грузовые стрелы, угол наклона которых изменяется с помощью топенантов. Стрелы поворачиваются с помощью оттяжек, а лопари их талей выбираются и потравляются лебедкой.
      Шланги для погрузки нефти перемещаются стрелами, оснащенными грузовыми талями. Их ходовой шкентель проходит под стрелой через направляющий блок на барабан лебедки. Стрела в средней части на 1/3 всей длины цилиндрическая. Ее диаметр у нока и шпора составляет 0,65 диаметра средней части.
      Швартовные операции выполняются с помощью семи автоматических и двух якорно-швартовных лебедок. Они размещены так, чтобы швартовный канат с барабана лебедки мог подаваться на любой борт через роликовые клюзы. В нишах козырька, фальшборта и по бортам на палубе установлены 14 клюзов с шестью цилиндрическими роульсами и рядом с ними панамские швартовные клюзы. Особенно интересна конструкция цилиндрического роульса, который специально спроектирован для крупнотоннажных судов. Новшество заключается в том, что в стальной раме установлены три пары цилиндрических роликов: две из них — вертикально и одна — горизонтально между ними. Такой клюз обеспечивает изменение направления швартовного каната в горизонтальном и вертикальном направлениях под большим углом. У каждого панамского клюза в носовой и кормовой частях судна установлены по две пары кнехтов, а по бортам — по одной паре.
      Якорно-швартовная лебедка с дистанционным управлением состоит из двух механизмов: одноякорного брашпиля, приводом которого служит швартовная автоматическая лебедка. В якорное устройство входят два становых и один запасной якорь Холла массой по 14 т. Для удержания его в клюзе во время похода нефтерудовоза или при стоянке на якоре на палубе установлен закладной стопор с палом.
      Движитель — один шестилопастный гребной винт ф 6,2 м, изготовленный из бронзы, который обеспечивает скорость хода 15,2 узла, или 21,2 км/ч. Полубалансирный руль установлен на кронштейне с баллером, замещающим штыри.
      Буксирное устройство расположено в оконечностях и состоит из одной пары буксирных кнехтов в носу и корме, а также круглого литого клюза в козырьке. Для прохода буксирного каната в корме используется обычный швартовный клюз.
      Четыре танкерные моторные спасательные шлюпки вместимостью по 30 человек каждая и три надувных плота установлены в районе кормовой надстройки на шлюпочной палубе. Для каждой шлюпки предусмотрен комплекс гравитационных шлюпбалок, обеспечивающих их спуск под действием силы тяжести. Для экстренной посадки людей используются стационарные вертикальные трапы. Танкерные шлюпки специальной конструкции. Они защищают людей от огня, дыма и высокой температуры во время спуска и прохождения зоны огня при аварии, когда на поверхности воды растекаются горящие нефтепродукты. Обводы сделаны плавными, а поверхность окрашена в светлые тона и отполирована. Система водяной защиты и экран гарантируют защиту такой шлюпки при спуске в пламя в течение 2 мин, а при проходе зоны горящих на воде нефтепродуктов — в течение 10 мин.
      Жилая надстройка прямостенная (без наклона стенок), прямоугольной формы на виде сверху. Погибь и седловатость палуб в надстройке отсутствуют. Высота ярусов надстройки — 2600 мм. Лобовая стенка не имеет традиционной кривизны, радиусы скруглений минимальны.
      Для отдыха экипажа имеется спортзал, спортивная площадка на открытой палубе, бассейн и помещение для индивидуальных занятий.
      Наличие двух кожухов дымовых труб упростило расположение дымоходов.

      Рекомендуемые классы и масштабы для постройки модели нефтерудовоза приведены в таблице.

РАЗМЕРЕНИЯ, МАСШТАБЫ И КЛАССЫ МОДЕЛЕЙ

Главные размерения
II
II-A
IX-B
IX-A
Масштабы
1:150
1:200
1:250
1:400
1:500
1:1000
1:1200
Наибольшая длина (L нб), мм
1720
1290
1032
645
516
258
206
Длина по КВЛ (L), мм
1650
1240
990
620
495
248
198
Ширина (В), мм
265
199
159
99,5
79,5
40
32
Высота борта (Н), мм
143
107
85,5
53,5
43
21,5
17
Осадка (Т), мм
97
72,5
58
36
29
14,5
12
Масштабная скорость модели (V), м/с
0,626
0,553
0,496
0,392
0,351
-
-
Допустимая осадка самоходной модели, измеренная по миделю при ходовых соревнованиях
106
80
63
40
32
-
-
Для получения масштаба размеры на общем виде умножить на
3,33
2,5
2
1,25
-
0,5
0,4

Теоретические линии корпуса модели, носовые и кормовые, изображены в масштабе 1:250, где вычерчены десять основных шпангоутов, также даны дополнительные.
      Теперь о деталировке. Люковые устройства, надстройки и рубки, кожухи дымовых труб, П-образную грузовую мачту изготавливают из жести толщиной 0,2 мм или склеивают из оргстекла или другого пластика толщиной не более 0,5 мм.
      Окрасьте модель в следующие цвета: корпус выше ватерлинии, люковые закрытия, комингсы трюмов-танков, антенны радиолокатора и радиопеленгатора, переходные мостики, вентиляционные головки, трубопроводы, якорно-швартовные и швартовные лебедки — светло-серый; козырьки, фок-мачта, грот-мачта, грузовая мачта и стрелы, надстройки, кожухи дымовых труб ниже марки, шлюпбалки, танкерные спасательные шлюпки ниже ширстрека, леерное ограждение, стойки, забортные трапы — белый; корпус ниже ватерлинии, перо руля — темно-зеленый; обрез дымовой трубы, клюзы, якорное устройство, кнехты, опора для шлангов, надписи на борту (название судна и порт приписки), площадка, соединяющая кожух труб, и стеньга на ней — черный; марка на кожухе дымовой трубы, пожарные стволы и пожарный инвентарь, танкерные спасательные шлюпки сверху по ширстрек — красный; эмблема на марке кожуха дымовой трубы — желтый крон.


Нефтерудовоз «Борис Бутома»:
1 — бортовая обделка якорного клюза, 2 — якорь Холла, 3 — круглый буксирный клюз, 4 — стойка якорного фонаря, 5 — козырек, 6 — клюз с шестью цилиндрическими роульсами, 7 — панамский швартовный клюз, 8 — фок-мачта с «вороньим гнездом», 9 — раструбный дефлектор вентиляционной головки, 10 — леерное ограждение, 11 — цилиндрическая вентиляционная головка, 12 — переходный мостик, 13 — переходный мостик с площадкой для пожарного ствола, 14 — люковое закрытие, 15 — цилиндрическая колонна П-образной грузовой мачты, 16 — салинг коробчатой конструкции, 17 — обух с вертлюгом топенанта и блоком, 18 — топенант, 19 — грузовые тали, 20 — стрела подачи грузовых шлангов, 21 — башмак и вертлюг шпора стрелы с направляющим блоком, 22 — опора для шлангов, 23 — трап двойной забортный, 24 — танкерная моторная спасательная шлюпка, 25 — гравитационная шлюпбалка, 26 — лобовая стенка надстройки, 27 — жилая надстройка прямостенная, 28 — ходовая рубка, 29 — антенна стручковая, 30 — прожекторный мостик и место установки прожектора, 31 — грот-мачта, 32 — антенны радиолокатора и места их установки, 33 — стеньга, 34 — судовые краны, 35 — верхний обрез кожуха дымовой трубы, 36 — марка с эмблемой (серп и молот), 37 — кожух дымовой трубы, 38 — тент спортивной площадки, 39 — кран-балка, 40 — стрела, 41 — транец, 42 — полубалансирный руль, 43 — шестилопастный гребной винт, 44 — подруливающее устройство, 45 — спасательный плот, 46 — переходный трап-мостик, 47 — моечная машина, 48 — ящик пожарных шлангов, 49 — автоматическая швартовная лебедка, 50 — кнехт буксирный, 51 — швартовный кнехт двойной, 52 — вьюшка горизонтальная, 53 — плавательный бассейн, 54 — верхняя палуба, 55 — рабочая шлюпка, 56 — шлюпочная палуба, 57 — ходовой мостик, 58 — трап, 59 — волноотвод, 60 — основные палубные приемники нефти, 61 — пожарный ствол, 62 — направляющий роульс, 63 — якорно-швартовная лебедка, 64 — люк, 65 — закладной стопор с палом, 66 — дистанционный пульт управления якорно-швартовным устройством, 67 — площадка стойки якорного фонаря.
А — развертка надстройки, Б — развертка ходовой рубки и ее лобовой стенки, В — развертка надстройки на верхней палубе и ее задняя стенка, Г — общий вид надстройки, Д — общий вид ходовой рубки, Е — общий вид люкового закрытия.


Источник: Труженики моря / ж. "Моделист-конструктор" № , 1978,4-5 с.
В. Костычев. Нефтерудовоз «Борис Бутома» / ж. "Моделист-конструктор" № 8, 1978, 27-32 с., № 9, 1978, 27-28 с.
"Борис Бутома" - крупнейший балктанкер советской постройки / С. Козлов [ «МФ», 6'1977 ]
Головной крупнотоннажный нефтерудовоз „Борис Бутома" / С. Козлов, А. Цыбенко [ «Судостроение», 12'1977]
Scan, Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2020