ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала "Судостроение"

Проектирование судов


ГОЛОВНОЙ КРУПНОТОННАЖНЫЙ
НЕФТЕРУДОВОЗ „БОРИС БУТОМА"

      Опыт эксплуатации специализированных судов подтверждает, что при перевозке грузов значительная часть времени приходится на балластные переходы. В последние годы проявляется большой интерес к созданию комбинированных судов, использование которых позволяет оперативно реагировать на изменение характера перевозок, повысить рентабельность судов и уменьшить непроизводительные затраты.
      Одно из таких судов-головной нефтерудовоз "Борис Бутома"- построено на заводе "Океан" (рис. 1). Судно спроектировано на класс КМ *ЛЗ[1]А2 Регистра СССР и удовлетворяет требованиям международных конвенций по охране человеческой жизни на море и по предотвращению загрязнения моря с судов. Нефтерудовоз представляет собой однопалубное одновинтовое судно без бака. с машинным отделением и жилой надстройкой, расположенными в корме. Носовая часть судна имеет бульбообразные обводы, корма транцевая (рис. 2). Непотопляемость и аварийная остойчивость обеспечиваются при затоплении одного любого отсека.
      Грузовое пространство нефтерудовоза разделено на девять одинаковых по длине трюмов-танков, форма которых обеспечивает хорошую самоукладку навалочного груза при максимальном использовании объема, а также качественную и быструю механическую мойку без применения ручного труда.
      Междубортное и междудонное пространства, подпалубные цистерны, фор- и ахтерпики вмещают 41000 т балласта, прием которого гарантирует судну достаточную осадку и хорошие мореходные качества при балластном переходе.



ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
Длина, м  
наибольшая  
258,2
между перпендикулярами  
244,0
Ширина, м
39,8
Высота борта, м
21,4
Теоретическая осадка по летнюю грузовую марку, м
14,5
Дедвейт (при осадке 14,5 м), т
100 000
Вместимость грузовых трюмов-танков, м3
114 300
Вместимость, per. т  
валовая
60 500
чистая
39500
Скорость хода в полном грузу, уз
15,2
Экипаж, чел.
35
Практиканты, чел.
8


      По правому борту под верхней палубой вдоль всего судна проходит коридор, в котором уложены электрокабели и трубопроводы; коридор служит также для передвижения команды при неблагоприятных метеоусловиях. В междудонном пространстве между двумя стрингерами расположен коридор трубопроводов, для удобства обслуживания которого имеется тележка, передвигающаяся по проложенным вдоль всего судна рельсам.
      Корпус судна цельносварной и изготовлен из стали 10ХСНД с пределом текучести 4000 кгс/см2, для второстепенных конструкций применена сталь ВСтЗсп2 с бт =2400 кгс/см2. Система набора корпуса смешанная: по продольной системе выполнены верхняя палуба, настил второго дна и днище, а по поперечной-борта, платформы, фор- и ахтерпики и рубки (рис. 3). Поперечные переборки имеют вертикальные трапециевидные гофры.
      Как уже отмечалось, надстройка коробчатого типа расположена в корме. Команда размещается в одноместных каютах, капитан и старший механик - в блок-каютах. Все жилые помещения обслуживаются системой круглогодичного кондиционирования воздуха и оборудованы (кроме кают практикантов) индивидуальными санузлами. С целью снижения шумности в жилых помещениях шахта машинного отделения удалена от надстройки. Для отдыха экипажа имеется просторный спортзал. спортивная площадка на открытой палубе, плавательный бассейн и помещение для индивидуальных занятий.
      Обстройка помещений выполнена по модульной системе с применением панелей металлопласта (для подволоков), стены зашиты негорючим пластиком под ценные породы дерева.
      В качестве главного двигателя на судне предусмотрен малооборотный девятицилиндровый дизель 9ДКРН84/180-3 с длительной эксплуатационной мощностью 21 100 л.с. при 110 об/мин, приспособленный для работы на тяжелых сортах топлива.
      Энергетическая установка автоматизирована на класс А2 и обслуживается на ходу судна одним вахтенным из ЦПУ. Мощность передается на шестилопастный гребной винт диаметром 6,2 м, изготовленный из высокопрочной бронзы.
      Электростанция состоит из трех дизель-генераторов мощностью по 500 кВт каждый, утилизационного турбогенератора мощностью 800 кВт и аварийного дизель-генератора мощностью 100 кВт. Котельная установка включает в себя один котел производительностью 35 т/ч при давлении 24 кгс/см2 , котлоагрегат производительностью 6,3 т/ч при давлении 7 кгс/см2 и утилизационный котел производительностью 8 т/ч при давлении в сепараторе 8 кгс/см2. Следует отметить, что наличие двух кожухов дымовых труб упростило компоновку дымоходов и расположение утилизационного котла.
      Грузовая система судна имеет два турбонасоса производительностью по 5000 м3/ч и два зачистных турбонасоса производительностью по 300 м3/ч. Для обеспечения перевозки тяжелых сортов нефти предусмотрена система парового обогрева с помощью змеевиков. Кроме того. в качестве экспериментальной установлена горячеструйная система подогрева, которая (при положительных результатах эксплуатации) заменит змеевики. Для подачи грузовых шлангов в средней части судна на П-образной мачте установлены две грузовые стрелы грузоподъемностью 12,5 т каждая.
      Балластная система выполнена без труб: водяной балласт по перетоку из цистерны сливается в балластный канал, а затем насосами откачивается за борт. На балластировку или дебалластировку затрачивается около 10 ч. Система обслуживается двумя насосами производительностью по 900 м3/ч.
      Для тушения пожара имеются водяная система и система пожаротушения высокократной пеной.
      Для повышения взрывопожаробезопасности на судне предусмотрена система инертных газов. В системе используются дымовые газы, получаемые от котла производительностью 35 т/ч. Подготовленный инертный газ подается в грузовое пространство двумя нагнетателями производительностью по 7000 м3/ч. Для отвода газов в каждом из трюмов установлены специальные клапаны, которые при определенном значении избыточного давления осуществляют выброс на высоту до 10 м.
      Мойка трюмов-танков механизирована: в каждом трюме установлено по две моечных машинки телескопической конструкции (рис. 4). Для отстоя моечных вод имеются специальные цистерны, откуда чистая вода откачивается за борт. Если при контроле окажется, что количество нефти в воде выше нормы, клапан отлива автоматически перекрывается.
      Спасательное устройство судна состоит из четырех шлюпок вместимостью по 30 чел. и трех надувных плотов. Швартовные операции производятся с помощью семи автоматических гидравлических лебедок с тяговым усилием по 12,5 тс и двух якорно-швартовных лебедок. Якорное устройство состоит из двух становых и одного запасного якорей Холла массой по 14 т; литые цепи калибром 87 мм изготовлены из высокопрочной стали.
      Судно управляется полубалансирным рулем, для перекладки которого установлена электрогидравлическая рулевая машина с крутящим моментом 250 тс•м. Предусмотрен запасной привод руля.
      Современное радионавигационное оборудование обеспечивает судну безопасное плавание.
      Создание нефтерудовоза "Борис Бутома" - яркое достижение судостроителей в год юбилея Великого Октября.

С.М. Козлов, А.Ф. Цыбенко



Рис. 1. Головной нефтерудовоз "Борис Бутома" (модель).


Рис. 2. Общее расположение судна:
а - боковой вид; б - шлюпочная палуба; в - I палуба рубки; г - II палуба рубки; д - III палуба рубки; е - ходовой мостик; ж - верхняя палуба; з - первая платформа; и - II платформа; к - III платформа; л - носовая платформа;
м - второе дно.
1 - форпик; 2 - грузовой трюм-танк; 3 - главная энергетическая установка; 4 - одноместная каюта; 5 - двухместная каюта; 6 - цистерна легкого топлива; 7 - центральный пост управления; 8 - отстойная цистерна; 9 - цистерна тяжелого топлива; 10 - водяные цистерны; 11 - рефрижераторные машины; 12 - тросовая; 13 - грузовое насосное отделение.



Рис. 5. Фрагменты теоретического чертежа



Рис. 3. Конструктивный мидель-шпангоут.




ФОТОГРАФИИ  




Источник: С. Козлов, А. Цыбенко. Головной крупнотоннажный нефтерудовоз "Борис Бутома" / ж. "Судостроение" № 12, 1977, 8-11 с.  
Scan & OCR: MasterRU  
© ReSim Laboratory   2006-2020