Б. Щетанов,
руководитель судомодельного кружка
Московского городского дворца пионеров и школьников
Прототип этой модели - скромный грузо-пассажирский теплоход типа "Сулак" ходит в
Каспийском море. Район плавания модели - город Москва. На городских соревнованиях
младших школьников она вот уже три года подряд завоевывает первое место. Прекрасная отделка
обеспечивает ей очень высокую стендовую оценку - 19,6 балла, а хорошая устойчивость на
курсе и отличная скорость - 2 м/сек - приносят победу на ходовых испытаниях. Сделана модель
в Московском городском дворце пионеров и школьников в 1966 году Андреем Антушевым, тогда
учеником шестого класса.
Если вы решили построить модель грузо-пассажирского теплохода типа "Сулак", вам
потребуются прежде всего: заготовка из дерева (лучше всего брусок липы размером
1000х125х110 мм), фанера толщиной 3 мм; калька; проволока ф 3 мм; листовая латунь; черный и
белый целлулоид толщиной 1 мм; органическое стекло толщиной 2-3 мм.
КОРПУС
Корпус выдалбливают из бруска дерева или склеивают заготовку из дощечек мягких пород
древесины - липы, осины.
Чтобы придать корпусу правильные обводы, заготовьте по чертежу шаблоны шпангоутов.
Теперь переведите каждый из них на кальку. Ее приклеивают на фанеру толщиной 3 мм так,
чтобы осевая линия проходила по краю фанеры. Когда
клей высохнет, лобзиком вырезают шпангоут (точнее, половину
его). Оставшаяся часть и будет готовым шаблоном
шпангоута. Используя шаблоны, доведите корпус до
необходимых размеров: шаблоны должны плотно встать
на свои места.
Закончив корпус, сразу врежьте в него бимсы на расстоянии 100 мм друг от друга.
ДВИГАТЕЛЬ
Винтомоторная группа изготавливается по чертежу,
изображенному на цветной вкладке. Стенки редуктора - из
текстолита, валы - из проволоки ф 3 мм.
Чтобы сделать редуктор, нужно иметь четыре шестерни:
две - ф 18 мм, ф 36 мм. Можно взять и другое
соотношение шестерен, подобрав соответствующий диаметр
винта и его шаг. У ведущих шестерен диаметр в два
раза больше диаметра ведомых. Подробное описание
изготовления и сборки винтомоторной группы можно прочесть
в "МК" № 8 за 1966 год, стр. 40-41.
Отличие - лишь в конструкции редуктора.
На концы осей ведущих шестерен припаивают крючки, на
каждый крючок надевается свой резиномотор. Для
равномерного распределения усилий от резиномоторов на
гребные валы шестерни находятся между собой в зацеплении.
Сверлом ф 3 мм сделайте в носовой бобышке два
отверстия. Проволоку согните вдвое и вставьте в отверстие,
чтобы оба ее конца вышли внутрь корпуса. Загните их
в виде крючков.
Редуктор перед установкой прикрепите к фанере.
Верхняя часть фанеры должна упираться в бимс, боковые и
нижнюю части прикрепите к корпусу планочками на клею
по всей длине, иначе резиномоторы могут вырвать редуктор.
При установке дейдвудных трубок основное внимание
следует обращать на их соосность с валами шестерен и
симметрию относительно диаметральной плоскости. Установите
кронштейны. Щели между дейдвудными трубками и корпусом
заделайте опилками, смешанными с нитроклеем. Приклеив
трубки, наполните их техническим вазелином и вставьте
валы гребных винтов. При правильной сборке вал с
редуктором легко прокручиваются рукой. Затем припаяйте
винты.
ПАЛУБА
Следующая операция - зашивка палубы. Проверьте, чтобы
бимсы не выступали за линию борта. Если некоторые
провалились, надклейте их. Внутреннюю часть корпуса и
бимсы промажьте нитрокраской.
Для палубы необходима фанера толщиной 1,5-2 мм.
Переверните модель днищем кверху и положите на фанеру.
Обведите карандашом по всей длине. Затем скальпелем
вырежьте палубу с запасом 5-7 мм. Установите корпус на
подставку, промажьте клеем борта и бимсы в местах
соприкосновения с палубой, покройте внутреннюю часть палубы
нитроклеем или нитрокраской и приклейте, прижав ее
чем-нибудь тяжелым. В таком положении модель должна
простоять не менее суток. Носовая часть верхней палубы
приклеивается наглухо, а кормовая - съемная, граница между
ними отмечена пунктиром.
НАДСТРОЙКИ
Теперь можно приступить к изготовлению и монтажу надстроек.
Главную надстройку склейте из фанеры толщиной
3 мм прямо на палубе. Для прочности с внутренней
стороны поставьте по всей длине рейки 4х4 мм. Рулевую и
боцманскую рубки можно изготовить из органического стекла
толщиной 2 мм или фанеры. Боцманская рубка приклеивается
к палубе наглухо, рулевая - съемная.
Передние смотровые стекла как у рулевой рубки, так и
у главной надстройки сделаны из белого прозрачного
оргстекла с диорамным обзором. Они не закрашены, как это
принято делать на моделях, поэтому все, что находится
внутри рубки и в носовой части главной надстройки, хорошо
видно.
Шлюпки выдавливают из белого целлулоида, сверху их
закрывают чехлами. На белую нитку наденьте красные мусинги
(изоляция) и также приклейте ацетоном по бортам шлюпки.
Если у вас нет целлулоида, сделайте шлюпки из дерева
и покрасьте в белый цвет, предварительно покрыв жидкой
шпаклевкой.
Труба также изготовлена из целлулоида. Она склеена из
двух выдавленных половинок. Мачты и грузовые стрелы изготовьте из
дерева, лееры спаяйте из проволоки. Остальные
мелкие детали изготовьте из обрезков целлулоида и оргстекла.
Наклейте ватерлинию и отделайте модель черным целлулоидом
толщиной 0,5 мм. Надстройки и верхнюю часть корпуса
покройте краской цвета слоновой кости (в белую краску
добавляется желтая), корпус ниже ватерлинии - красной,
палубу - темно-коричневой, иллюминаторы и окна - голубой.
Загрузите балласт (свинец, приклеенный на шпаклевке)
через съемную верхнюю палубу так, чтобы модель имела
осадку по ватерлинии.
Закрутите ручной дрелью один резиномотор, потом -
второй, но в другую сторону. Заводить модель следует двоим:
один заводит, второй держит модель и винты. Поворотом
руля добейтесь, чтобы модель ходила точно по курсу.
Дальность ее хода - до 50 м.