Б. ЩЕТАНОВ,
руководитель судомодельного крутка Московского городского дворца пионеров и школьников
...Модель лодки "Спрут" построили под руководством мастера судомодельного спорта
А. М. Басова ученики пятых классов в Московском дворце пионеров. На городских соревнованиях
в 1964 году она заняла первое место.
"Спрут" состоит из трех основных частей: корпуса, винтомоторной ходовой группы и палубных
надстроек. Для изготовления модели заготовьте четыре деревянных бруска: два размером
750х75х15 мм, один - 750х75х40 мм и один - 65х50х15; кальку, фанеру, проволоку серебрянку,
листовую латунь, черный и белый целлулоид.
Для монтажа отдельных механизмов понадобится четыре шестерни: одна диаметром 20-25 мм,
вторая - 8-12 мм и две - 14-18 мм, а также винты МЗх15 и М4х25.
При окончательной отделке будут необходимы клей АК-20 или нитролак А-1Н, нитрошпаклевка и краска.
Двигатель можно собрать из резины сечением 1х1мм или 1х4 мм. На некоторые промежуточные операции
могут потребоваться мелкие гвоздики и проволока различных диаметров.
Постройку модели начинают с изготовления корпуса (рис. 1, 2). Его делают из брусков, как показано
на рисунке 3. Особое внимание обратите на плотное прилегание поверхностей. Все три бруска наложите
друг на друга и скрепите струбцинами. В брусках просверлите два отверстия для шипов. Затем, взяв
в масштабе контур профиля модели с рисунка 1, перенесите его на болванку, как указано на рисунке 4.
Лишнюю часть древесины удалите пилой и рубанком. С чертежа "вид сверху" снимите очертания палубы и
нанесите на верхнюю грань болванки, лишнюю древесину удалите. Для дальнейшего изготовления корпуса
необходимо сделать шаблоны шпангоутов (рис. 5), их очертания изображены на теоретическом чертеже (рис. 2).
Контуры шпангоутов переведите на кальку. Ее приложите точно по линии А-В, прижмите к чертежу и обведите
чернилами. Потом наклейте кальку на фанеру толщиной 3 мм так, чтобы линия А-В проходила у края фанеры.
Когда клей высохнет, лобзиком вырежьте шпангоут (точнее, половину его). Из оставшейся части получить
шаблон. Все остальные 11 шаблонов изготовляются таким же образом.
Заготовив шаблоны, отмерьте от носовой части болванки 45 мм и проведите поперек нее линию, параллельно
которой проведите еще ряд линий; расстояние между ними должно быть равно шпации. Вначале корпус модели
делайте в грубом приближении, затем приступайте к подгонке обводов по теоретическому чертежу. Вполне
понятно, что линии положения шпангоутов при обработке корпуса будут стираться, поэтому их периодически нужно подновлять.
Корпус обрабатывайте до тех пор, пока все шаблоны плотно не встанут на свои места. Отшлифуйте корпус
наждачной бумагой и осторожно отделите его боковые части (рис. 6). Среднюю часть распилите на две:
верхнюю и нижнюю. Линию распила проведите параллельно днищу на расстоянии 50 мм от киля (рис. 6),
внутреннюю часть обработайте, как показано на рисунках 7 и 8. В носу и в корме поставьте компенсирующие
прокладки из фанеры. Для крепления верхней части корпуса к нижней установите металлические пластинки в
носу и корме и просверлите в них отверстия различных диаметров под винты (рис. 7). Верхнюю и нижнюю
части соедините винтами и нитроклеем, приклейте боковые части корпуса, смазывая соприкасающиеся поверхности
только в нижней половине, так как верхняя - съемная. На свои места вставьте шипы. Когда клей просохнет,
вывинтите винты, отделите верхнюю часть корпуса, обрежьте шипы и просверлите в днище кингстоны - отверстия
диаметром 6-8 мм. С внутренней стороны покройте корпус 2-3 раза нитрокраской, а снаружи в 2-3 слоя жидкой
шпаклевкой. В верхней части корпуса сделайте отверстия для выхода воздуха (рис. 8).
Винтомоторная ходовая группа делается по рисункам 9, 10, 11. Начните с редуктора. Он собирается из
шестеренок с отношением числа оборотов от резиномотора на гребной вал 1:2,5. Своеобразием редуктора
является наличие двух шестеренок (большой и малой) на одном валу.
Подбирая редуктор, надо следить, чтобы колесо было по диаметру в 2-З раза больше малой промежуточной шестерни,
а ведомые шестерни - строго одинаковы, иначе обороты гребных винтов будут разными. Стенки редуктора изготовьте
из пластин текстолита, валы - из проволоки серебрянки диаметром 3 мм. Вставьте валы в колесо и шестерня
(ступицы промежуточной и первой ведомой шестерни с одной стороны сточите напильником и соедините между собой).
Затем просверлите отверстия диаметром 0,8-1 в ступицах под шплинт. Закрепите колесо шплинтом, а шестерни
снимите с валов. Просверлите отверстие диаметром 3 мм. В него вставьте вал с колесом, а промежуточную шестерню
поставьте на пластинку так, как показано на рисунке 10.
Между зубьями колеса и промежуточной шестерней проложите чистую бумагу, плотно прижмите последнюю к колесу
и в таком положении просверлите в текстолите отверстие диаметром 3 мм. Выньте вал колеса из пластинки,
сложите обе стенки редуктора вместе, зажмите в ручные тиски и просверлите отверстия в другой стенке. Таким же
способом просверлите отверстия для второй ведомой шестерни и для болтиков, которыми скрепляется редуктор.
После этого начинайте сборку редуктора. По обе стороны колес и шестеренок вставьте шайбы. Чтобы стенки
редуктора не зажимали шестеренки, на болтики между стенками насадите трубки (втулочки), по длине равные
ширине корпуса редуктора. Редуктор смажьте маслом, зажмите выходящий конец вала колеса в патрон сверлильного
станка и хорошо приработайте. Выходной конец вала колеса загните крючком.
Дейдвуд изготовляется из латунной или стальной трубки с внутренним диаметром 5-6 мм. Подшипники выточите из
бронзы. Гребной вал сделайте из проволоки серебрянки диаметром 3 мм, а кардан - из трубки с внутренним
диаметром 5-6 мм. Набейте в дейдвудную трубу густого масла или вазелина, вставьте валы и установите кардан.
Винты изготовьте из латуни толщиной 0,8 - 1 мм. Перед их установкой наденьте на валы упорные подшипники
(латунные втулки) и припаяйте к валам. Для зазора в упорном подшипнике перед пайкой проложите между торцом
дейдвудной трубы и втулкой кусочек наждачной бумаги. Вертикальный и горизонтальный рули сделайте из латунной
пластинки толщиной 0,8-1 мм или из жести. Баллеры рулей - из проволоки серебрянки диаметром 3 мм,
гельмпорты - из трубок с внутренним диаметром 3 мм. Для крепления трубок горизонтальных рулей припаяйте
к ним кусочек жести и привинтите его к корпусу. Гельмпорт вертикального руля вклейте в корпус.
Заводное устройство состоит из трубки и крючка. Трубку выточите на токарном станке, припаяйте пластинки и
надфилем со стороны большего диаметра сделайте углубление для крючка. В носовой части корпуса просверлите
отверстие и забейте в него удерживающую трубку. Двусторонний крючок изготовляется из проволоки серебрянки
диаметром 2,6 мм. К нему припаивается упорное кольцо. Проволоку вставьте в удерживающую трубку и сделайте
крючки. Для резиномотора надо взять 30 резиновых нитей сечением 1х1мм. Заделанные концы наденьте на крючок
редуктора заводного устройства.
Деталировку модели начните с изготовления палубы. Делают палубу из оргстекла толщиной 0,5 мм или из фанеры
той же толщины. Палубу вычертите в масштабе, вырежьте ее скальпелем и обработайте напильником. Потом
просверлите шпигаты на палубе против отверстий для выхода воздуха. Палубу приклейте к корпусу. Рубка
делается из липового бруска, спасательные буи - из целлулоида. Раскрашиваются они в красный и белый цвета.
На корпус наклеиваются полоски черного целлулоида толщиной 0,5 мм, имитирующие шпигаты, и полоска белого - ватерлиния.
Леерные стойки, лееры, поручни, радиоантенна "Штырь", мачта, перископ, радиолокационная антенна "Рамка", гюйсшток,
флагшток изготовляются из проволоки. Утки вырежьте из целлулоида. Кнехты, прожектор, бортовые отличительные огни,
якорные огни, сигнальный фонарь сделайте из алюминия или оргстекла. Воздушная и газовая шахты системы РДП
(рис. 12, 13) изготовляются из алюминия. Причем вначале необходимо выточить на токарном станке заготовку с
утолщением на конце, а затем вручную сделать волнорез и гусек (концевая часть газовой шахты).
Двери, лючки загрузки топлива, смотровые окна выполняются из кусочков целлулоида толщиной 0,5 мм.
Дифферентуется модель с помощью свинцового балласта. Из листового свинца вырежьте ленту шириной 10 мм.
Подбирая ее вес, нужно добиться, чтобы лодка с водяным балластом имела осадку ровно по палубу.
Выдолбив углубление вдоль киля, залейте туда шпаклевку и вдавите в него свинец. В высохшей шпаклевке
он прочно будет держаться на месте.
Все детали зачистите наждачной бумагой. Неровности на корпусе заделайте густой шпаклевкой, затем 1-2 раза
кистью покройте корпус и рубку жидкой. Высохшую модель обработайте наждачной бумагой с бензином. Наклейте
ватерлинию, шпигаты и другие мелкие детали. Потом покрасьте модель нитрокраской: ниже ватерлинии - красной,
выше - шаровой. После окраски модели отскоблите ватерлинию, шпигаты, смотровые окна и сделайте окончательную деталировку.
Когда краска высохнет, можете запускать модель в водоеме.