Основные характеристики ледокола:
Длина наибольшая ... 100,0 м
Ширина наибольшая ... 22,0 м
Осадка ... 8,1 м
Водоизмещение ... 8570 т
Мощность главных двигателей ... 4х3500 л. с.
Скорость хода: эксплуатационная ... 15 узлов
максимальная ... 17 узлов
Экипаж ... 182 человека
Научные работники ... 40 человек
В связи с большой численностью экипажа и сравнительно малыми
размерами судна значительное внимание при постройке уделено рациональной
компоновке жилых и производственных помещений, освещению, вентиляции
и отоплению. Все жилые помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха.
Ледокол имеет креновую и дифферентную системы. Три пары цистерн
креновой системы вместимостью 94, 123 и 75 т расположены по бортам
в средней части.
Перекачка балластной воды осуществляется одним электронасосом
производительностью 4500 т/ч и двумя по 3000 т/ч. Объем носовых
дифферентных цистерн равен 177 г, кормовых — 199 т. Дифферентный насос
производительностью 1200 т/ч обеспечивает перекачку воды из, носовых
в кормовые цистерны за 10 мин. Управляют насосами из центрального
поста управления.
Судно оборудовано системой умерения бортовой качки, состоящей из
трех пар бортовых цистерн емкостью 142, 66 и 29 т, соединенных между
собой трубопроводами. Применение этой успокоительной системы
значительно уменьшает амплитуду качки как на ходу, так и на стоянке, что
имеет существенное значение при пересечении так называемых ревущих
широт во время плавания в Антарктиду.
В качестве главной энергетической установки используются четыре
четырехтактных дизеля мощностью по 3500 л. с., соединенные с
генераторами постоянного тока. Каждая из двух гребных установок состоит из
двух электродвигателей (тандем) мощностью по 2250 квт. Движителями
служат трехлопастные гребные винты из нержавеющей стали.
Потребность судна в электроэнергии обеспечивается тремя вспомогательными
дизель-генераторами мощностью по 650 квт при напряжении
450 в. Аварийный дизель-генератор мощностью 125 квт при 450 в размещен
в одном из кормовых отсеков на платформе.
Две опреснительные установки, расположенные в кормовом машинном
отделении, обеспечивают 30 т пресной воды в сутки. В центральном посте
расположены пульты управления главными и вспомогательными механизмами,
а также электрические щиты и телевизионные приемники для
визуального наблюдения за работающими механизмами.
Кроме центрального поста, управление гребной электрической установкой
осуществляется еще из четырех пунктов, находящихся в рулевой
рубке, на крыльях ходового мостика и поста на мачте.
Для грузовых работ на судне установлены четыре палубных крана с
электроприводом, из которых два грузоподъемностью 8 и 10 т — в носу
перед надстройкой и два по 6 т — на крыше ангара в корме. Шлюпочное
устройство состоит из моторного баркаса, двух барж десантного типа,
двух спасательных шлюпок и вельбота. Характерно, что все плавсредства
имеют деревянную конструкцию. В качестве спасательных средств
дополнительно используются девять надувных спасательных плотов
вместимостью по 15 человек.
В заключение мы приводим сводную таблицу (табл. 2) с техническими
характеристиками ледоколов всех стран.
29