За последние годы многое было сделано, чтобы привести
механизмы ледокола в хорошее состояние. Ремонт главных
машин был осуществлен без вывода из эксплуатации, используя
межнавигационный период. За это время 24 ермаковца
были награждены орденами и более 100 человек получили
грамоты и ценные подарки.
Заключительный рейс «Ермака» состоялся в 1964 г. После
этого ледокол был навсегда выведен из эксплуатации. Сейчас
на постоянной выставке «Морской флот» в Москве бережно
хранятся реликвии «дедушки» ледокольного флота нашей
страны и среди них высшая награда Родины — орден Ленина.
Атомный ледокол «Ленин»
Через шестьдесят с половиной лет после прихода в Кронштадт
«Ермака» — первого и самого мощного в то время
ледокола, на Балтике снова произошло событие, имеющее
непосредственное отношени к истории ледокольного флота
нашей страны. На этот раз ленинградцы, находившиеся 12
сентября 1959 г. на набережной, недалеко от моста Лейтенанта
Шмидта, были свидетелями того, как по Неве в сторону
Зимнего дворца буксиры медленно вели огромный корабль с
корпусом, окрашенным в черный цвет, с ослепительно белыми
надстройками. Корабль остановился на том месте, где
когда-то легендарная «Аврора» сделала первый выстрел по
Зимнему дворцу, возвестив о начале Великой Октябрьской
социалистической революции.
Ленинград — портовый город, в него заходят корабли многих
стран мира, и ленинградцев не удивишь диковинным
судном. Тем не менее уже через несколько часов после того,
как корабль встал на якоря, тысячи людей, собравшиеся на
набережных, восторженно приветствовали его появление.
Красавец корабль, который они видели, был атомным ледоколом «Ленин».
Возможность практического использования энергии
расщепленного атома привела к идее создания первого в мире
атомного ледокола. Не случайно выбор остановился именно
на ледоколе. Обратимся к цифрам. Современный крупный
пассажирский теплоход, совершающий рейсы между Европой
и Америкой через Атлантический океан, расходует около
5 тыс. г жидкого топлива. Пересекая океан за четыре с
половиной дня, он каждый час сжигает 50 т. Если бы этот
теплоход имел атомный двигатель, то расход горючего на весь
рейс составлял бы немногим больше 2 кг.
Ледокол, уходя в рейс, запасается максимальным количеством
горючего, заполняя им все имеющиеся для этого цистерны,
в некоторых случаях ледоколам приходится отры-
14