специальных машин для работы в трюмах гудов и в вагонах.
Широко применяется прогрессивный способ перевалки
грузов по "прямому варианту", при которое грузы передаются
с судна в железнодорожные вагоны или из вагона в
суда без складирования в порту. Примерно 25% всех
сухогрузов перегружается таким способом.
За последние 10- 15 лет большое развитие получили
перевозки наливных грузов. Созданы специальные нефтеналивные
участки и районы в ряде портов, построены наливные
порты в Шесхарисе вблизи Новороссийского порта, в
Клайпеде, Вентспилсе, Находке.
Непрерывно растет число иностранных судов, посещающих
нашу страну. В 1969 г. суда под иностранными флагами
сделали до 15 тыс. заходов в морские порты СССР. Для всех
этих гудов обеспечены хорошие условия обслуживания и
быстрая их обработка.
В работе портов особое значение приобрела такая важная
функция, как обслуживание судов. И это понятно, так
как суда нашего торгового флота в большинстве плавают на
дальних заграничных линиях, большую часть времени
проводят в море или в зарубежных портах.
Крупный советский морской торговый порт - это не просто
транспортный узел, но одновременно и база для судов
торгового флота. Здесь /имеется все необходимое для их
ремонта, пополнения запасов топлива, воды, продовольствия,
предметов материального снабжения. Экипажам в портах
создаются условия для хорошего отдыха после трудных рейсов,
перед новыми походами. Морские порты СССР успешно
выполняют и многочисленные поручения иностранных судов
по снабжению их топливом, продовольствием, красками,
различными материалами, запасными частями для машин и
механизмов, производят ремонтные работы.
Во всех крупных портах построены хорошие механические
мастерские, которые ремонтируют не только портовую
технику, но и выполняют неотложный ремонт судов, стоящих
под грузовыми работами. Лоцманские службы портов
обеспечивают проводку судов по подходным каналам, по
акватории порта, постановку их к причалам. Для помощи
судам в заходе и выходе из порта, швартовке к причалам и
перешвартовках в наших портах работают буксиры мощностью
от 600 до 2200 л. с Порты, акватории которых замерзают
зимой, располагают теперь собственными мощными портовыми
ледоколами, что обеспечивает поддержание навигации круглый год.
В каждом крупном порту имеются мощные плавучие краны,
необходимые как для грузовых работ, так и для выполнения
ремонтных работ на судах. Порты, располагающие самоходными
бункеровщиками, выполняют операции по снаб-
37