портов, шедших под охраной нескольких военных
кораблей из Вест-Индии в Испанию с большим грузом золота
и серебра. В те годы шла война между Испанией и Францией,
с одной стороны, и Англией, Голландией и несколькими
мелкими государствами — с другой.
Подойдя к Кадиксу, где караван должен был выгрузить
свой ценный груз, и обнаружив, что порт блокирован
английским флотом, командовавший караваном французский
адмирал Шато-Рено направил его в порт Виго. Здесь
золото и серебро, по-видимому, были выгружены, однако
английские корабли настигли караван и заперли его
в порту. Не имея другого выхода, Шато-Рено затопил свои
корабли, предотвратив этим их захват превосходившими
силами неприятеля.
Прошло без малого сорок лет, и во Франции была
создана компания для подъема испанского судна «Тохо»,
на котором якобы при его затоплении в бухте Виго
находилась большая часть вест-индийского золота и серебра.
Дело в том, что привозимые из Вест-Индии ценные металлы
по закону должны были выгружаться только в Кадиксе,
и потому адмиралу Шато-Рено испанские власти Виго
якобы отказали в выгрузке груза. Так или иначе, созданная
компания решила поднять «Тохо» и поручила подъем
судна французскому морскому офицеру Губерту.
Прибыв в июне 1738 года к месту затопления «Тохо»
с необходимыми для работ материалами, Губерт выяснил,
что судно лежит на илистом грунте и что над его палубой
глубина воды при отливе не более пяти метров. Промеры
показали также, что ил довольно глубоко засосал корпус.
Первой заботой Губерта было построить плоты, с которых
надлежало забить шесть кустов свай для закрепления
на них неподвижного устройства, называемого гинями,
состоящего из двух блоков с тросами, дающего
значительный выигрыш в силе. Гини должны были нажимать
на длинную деревянную иглу с острым железным
наконечником, к которой был прикреплен небольшой якорь
(дрек) с привязанным к нему длинным тросом. Этот трос
следовало продеть под затонувшее судно. После забивки
свай приступили к рытью канала длиной 19 м, шириной
5 м и глубиной 2,5 м, расположенного перпендикулярно
к борту судна. По этому каналу и должна была пройти
игла с якорем. Канал рыли вручную со шлюпок при помощи
черпаков с длинными рукоятками. Когда канал был
готов, приступили к продеванию иглы под днищем судна.
98