и досок, должен быть водонепроницаем, так же как и
соединение его нижней части с палубой. Установка
коффердама происходит под водой и потому представляет собой
большие трудности. Участок палубы, на котором
надстраивают коффердам, по возможности наибольший, должен
быть также водонепроницаем. Так как из коффердама
воду будут откачивать, давление на его стенки изнутри
будет становиться меньше давления снаружи. При расчете
прочности коффердама это надо учесть, в противном
случае он может быть смят избытком давления снаружи.
Так как давление жидкости прямо пропорционально высоте
столба жидкости, в нижней части стенок коффердама
давление снаружи будет наибольшим, а на уровне
воды — наименьшим. Коффердам приобретает плавучесть,
если откачивать находящуюся в нем воду. Когда
освобожденный от воды объем коффердама станет таким, что его
плавучесть окажется больше силы тяжести судна (с учетом
архимедовой силы, действующей на судно), отрывного
сопротивления и силы тяжести коффердама, избыточная
плавучесть сообщит судну вертикальную скорость
и оно, оторвавшись от грунта, начнет всплывать.
Всплывание судна будет тем больше, чем большую площадь
палубы охватывает коффердам. После всплытия судно
в подводном положении отбуксировывают в плавучий док,
где из него откачивают воду.
Примеры подъема судов. Попытки подъема затонувших
судов предпринимались и в очень древние времена. Так,
сохранились сведения, что еще 1000 лет назад в Китае
для подъема судов применяли мешки с воздухом. Но
отсутствие в те времена технических средств и материалов
(в наше время совершенно обычных и необходимых)
делало подъем судна необычайно трудным и требовало
большого мужества и упорства. Ведь не было ни
электрических, ни пневматических инструментов, ни
электрических или хотя бы паровых двигателей, которые могли бы
приводить в действие мощные помпы, а отсутствие
водолазных аппаратов не позволяло спускаться и производить
работы на сколько-нибудь значительной глубине. Да и
отыскание точного места затопления судна нередко
представляло собой большие трудности.
Как пример можно привести работы по подъему
испанского корабля «Тохо», затопленного в начале XVIII
века в бухте Виго на северо-западе Испании. Этот
корабль входил в состав каравана из 24 вооруженных транс-
97