ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Кривоносов Л.   Какими бывают корабли


судно носом кверху потому, что отсеки между собой герметически не изолировали и ввиду начального дифферента накачиваемый воздух собирался в носу. Впрочем, если бы судно всплыло «на ровный киль», палуба могла бы разорваться во многих местах.

После неудачной попытки фирма отказалась от подъема судна. Работы по подъему «Эльбруса» были возобновлены только летом 1918 года. Осмотр затонувшего судна водолазами показал, что судно получило ряд повреждений, которые существенно усложнили условия подъема, однако проверка отсеков сжатым воздухом показала возможность их герметизации и потому было решено поднимать судно путем продувки отсеков. Приступили к размывке грунта под днищем и одновременно к тщательным расчетам. Определили силу тяжести судна, отрывное сопротивление и архимедову силу, проверили остойчивость судна после его всплытия и особенно тщательно — прочность корпуса. На «Эльбрусе», как и на всяком наливном судне, машинное отделение было расположено в корме, и для всплытия наиболее тяжелой кормовой оконечности было решено подвести под корму стальные тросы, а их концы прикрепить к поплавкам—понтонам, расположенным с обоих бортов судна примерно на уровне палубы. Каждый понтон после продувки его воздухом мог создать силу поддержания в 1000 кн. Окончательный подъем «Эльбруса» произвели летом 1925 года. Всплытие носовой части происходило четыре раза. Последний раз, когда из всплывшего форпика откачали воду, носовая часть осталась па плаву. Потом продули кормовые отсеки, понтоны, и корма всплыла. После всплытия кормы продули оставшиеся затопленными некоторые кормовые отсеки, и «Эльбрус» был отбуксирован тремя буксирами в порт. Сила поддержания судна была рассчитана так, чтобы ее равнодействующая лежала на одной вертикали с ЦТ судна. При подъеме корпус не получил никаких серьезных повреждений или переломов.

Познакомимся теперь подробнее с тем, что же представляет собой подъем судна различными способами.

Способ подъема удалением воды. Чтобы поднять судно этим способом, надо прежде всего создать полную водонепроницаемость корпуса: водонепроницаемо закрыть все его отверстия в бортах, палубе и днище, в том числе пробоины, если они имеются. Работа по заделке отверстий, если их много,— самая трудная и дорогостоящая часть



93

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.