нее рассчитанную высоту. В несколько затопленном
состоянии всплывшее судно отбуксировывают в док, где
из судна откачивают воду.
Как бы просты по своему существу ни были эти способы,
все они требуют большой подготовительной работы
и очень тщательных расчетов. В самом деле, ведь надо,
чтобы судно после подъема не опрокинулось, чтобы цепи,
понтоны и надстройка, прикладывающие подъемную силу
лишь в отдельных местах судна, а не равномерно по всей
обшивке и палубе, не повредили корпуса, необходимо
воду из судна удалять равномерно, чтобы судно не всплыло
носом или кормой кверху.
Вот примеры: один — небрежной, другой — тщательной
подготовки к поднятию затонувшего судна.
Летом 1918 года при приближении интервентов к
Новороссийску часть судов, находившихся там, затопили,
дабы они не попали в руки неприятеля. Среди них был и
нефтеналивной теплоход «Эльбрус» водоизмещением 9500 Т
и длиной около 115 м. Через наливной трубопровод
заполнили водой его наливные отсеки, а для затопления
машинного отделения динамитной шашкой подорвали обшивку
правого борта. «Эльбрус» затонул на глубине около 24 м
недалеко от Новороссийского порта.
Прошел год. Англичанам, хозяйничавшим к этому
времени в Новороссийске, место затопления «Эльбруса»
стало известно. Подъем «Эльбруса» был поручен одной
из английских фирм. Водолазы, спущенные для осмотра
судна и грунта, доложили, что судно мало повреждено,
сидит почти «на ровный киль», с небольшим дифферентом
на корму, и что грунт илистый, легко поддающийся размыву.
Подъем судна фирма решила осуществить путем
продувки неповрежденных отсеков сжатым воздухом через
нефтеналивные трубы. Подготовительные работы заняли
все лето, однако тщательные расчеты не были выполнены,
и, когда осенью приступили к продувке, судно долго
не всплывало. Наконец, когда давление воздуха в отсеках
сильно повысилось, носовая часть «Эльбруса» быстро
всплыла, но палубный настил носового отсека с
оглушительным треском разорвался, и судно вновь погрузилось
в воду. Произошло это потому, что не было предусмотрено
автоматическое приспособление, понижающее давление
воздуха в отсеках после того, как палуба всплывет и на
нее сверху уже не будет давить столб воды. Всплыло же
92