Четкое определение остойчивости и основы ее вычисления
были даны лишь в XVIII веке членом Петербургской
Академии наук Полем Бугером. В 1790 году вышел
большой труд Эйлера по кораблестроению, в котором
впервые было дано понятие о метацентре и его положении
относительно центра тяжести корабля.
До этого в вопросах остойчивости судостроители шли
ощупью. В конце XVI века в Голландии строился большой
военный корабль. Для увеличения боеспособности корабля
предполагалось площадки стрелков расположить возможно
выше над палубой. Зная из опыта, что повышение ЦТ
корабля ведет к снижению остойчивости, строители
обратились к крупному ученому С. Стевину с просьбой
решить, будет ли корабль достаточно остойчив при высоко
поднятых площадках со стрелками. Определение положения
ЦТ корабля Стевину было вполне доступно, но положение
ЦВ при накренении корабля и, следовательно,
восстанавливающий момент Стевин не смог определить
и на поставленный ему вопрос ответить отказался.
89