работе восстанавливающего момента при накренении до
того же угла. Если работа восстанавливающего момента
окажется равной работе кренящего, судно перестанет
крениться.
Наибольший угол крена можно определить по диаграмме.
Для этого необходимо подобрать положение
вертикали таким образом, чтобы площади агдв и абв
были равными. Равенство этих площадей имеет место, когда
площади А и Б равны друг другу. В этом случае точка
пересечения вертикали бв с горизонтальной осью диаграммы
и укажет наибольший возможный угол крена.
В наше время остойчивость хорошо изучена. Для расчета
остойчивости при проектировании судна создан ряд
надежных способов: способ А. Н. Крылова, Р. А. Матросова,
С. Н. Благовещенского и др. Тем не менее случаи
опрокидывания судов не единичны. Главной причиной
этого является потеря остойчивости из-за небрежного
к ней отношения экипажа судна либо из-за неправильных
действий при аварии.
Так, например, английский парусный линейный корабль
«Роял Джордж» погиб в 1798 году при штиле, стоя
в порту, только потому, что для ремонта ему задан был
настолько большой крен, что вода заплескивала в открытые
пушечные порты. Вначале это не представляло собой
опасности. Когда же нижние кромки портов из-за
увеличившегося крена опустились совсем близко к воде,
старший офицер доложил об этом командиру корабля.
Командир не учел грозившей опасности, отложил спрямление
судна и распорядился поставить команду на свои места
для спуска брам-реев (третьей снизу реи), что в те
времена полагалось делать на ночь. Когда матросы
разбегались для выполнения команды, крен увеличился,
кромка портов ушла под воду и вода хлынула через все порты.
Корабль опрокинулся и затонул почти мгновенно, увлекая
за собой более 900 человек.
А вот крейсер «Рюрик», в феврале 1916 года пропоровший
себе днище чуть ли не по всей длине корабля, несмотря
на тяжелое повреждение и сильный туман, не только
дошел своим ходом до ближайшего порта, но и находился
все время в полной боевой готовности, ожидая боя с
германскими крейсерами. Таким благополучным исходом
аварии «Рюрик» был обязан тому, что все горловины
второго дна были водонепроницаемо задраены и крейсер не
потерял своей остойчивости.
88