ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Кривоносов Л.   Какими бывают корабли


дифферентующий момент. Расчет показал, что с кормы на нос следует перенести 400 т! Хорошо, если на ледоколе в корме сыщется такой груз, который можно будет перенести и разместить в носовой части! К счастью, в кормовом трюме оказался довольно большой запас угля. На ледоколе был объявлен аврал (работа, в которой принимает участие весь экипаж). Уголь перетаскивали решительно все, находившиеся на корабле. Дорога была каждая минута. Через четыре часа напряженной работы весь уголь был перенесен из кормового трюма на нос. И все же ступица гребного винта оставалась под водой примерно на глубине 30 см. Больше нечего было переносить с кормы на нос, и механикам пришлось устанавливать лопасти, погрузив руки по локоть в ледяную воду: термометр показывал температуру в воде —1°С.

Быстро сколотили деревянный настил, соорудили подвесные люльки, и, наконец, раздались первые удары кувалд по зубилам: начали сбивать цемент, которым для большей надежности заливают гайки болтов, закрепляющих лопасти на ступице. Вскоре все лопасти были поставлены на свои места, и началось перетаскивание угля с носа обратно в кормовой трюм. Тем временем в котлах подняли давление пара, машинисты прогрели остывшую машину, и ледокол после громкого радостного гудка тронулся в путь.


ДИНАМИЧЕСКОЕ НАКРЕНЕНИЕ

Когда кренящий момент возникает не мгновенно, а растет медленно, постепенно, пока не достигнет своей наибольшей величины, накренение судна происходит также медленно, постепенно и прекращается, когда восстанавливающий момент" становится равным или большим кренящего. После прекращения действия кренящего момента остойчивое судно возвращается в свое нормальное вертикальное положение. Иное произойдет, если кренящий момент подействует мгновенно, как, например, при шквале. Тогда судно будет увеличивать свой крен не медленно, а быстро и по инерции перейдет угол, при котором кренящий и восстанавливающий моменты станут равными. При внезапно подействовавшем кренящем моменте судно может опрокинуться, несмотря на то что в какой-то момент времени ЦТ и ЦВ окажутся на одной вертикали. Такое накренение называют динамическим. Чтобы опре-



86

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.