дифферентующий момент. Расчет показал, что с кормы
на нос следует перенести 400 т! Хорошо, если на ледоколе
в корме сыщется такой груз, который можно будет перенести
и разместить в носовой части! К счастью, в кормовом
трюме оказался довольно большой запас угля. На ледоколе
был объявлен аврал (работа, в которой принимает
участие весь экипаж). Уголь перетаскивали решительно
все, находившиеся на корабле. Дорога была каждая минута.
Через четыре часа напряженной работы весь уголь
был перенесен из кормового трюма на нос. И все же ступица
гребного винта оставалась под водой примерно на
глубине 30 см. Больше нечего было переносить с кормы
на нос, и механикам пришлось устанавливать лопасти,
погрузив руки по локоть в ледяную воду: термометр
показывал температуру в воде —1°С.
Быстро сколотили деревянный настил, соорудили
подвесные люльки, и, наконец, раздались первые удары
кувалд по зубилам: начали сбивать цемент, которым для
большей надежности заливают гайки болтов, закрепляющих
лопасти на ступице. Вскоре все лопасти были поставлены
на свои места, и началось перетаскивание угля
с носа обратно в кормовой трюм. Тем временем в котлах
подняли давление пара, машинисты прогрели остывшую
машину, и ледокол после громкого радостного гудка тронулся в путь.
ДИНАМИЧЕСКОЕ НАКРЕНЕНИЕ
Когда кренящий момент возникает не мгновенно, а растет
медленно, постепенно, пока не достигнет своей наибольшей
величины, накренение судна происходит также
медленно, постепенно и прекращается, когда
восстанавливающий момент" становится равным или большим
кренящего. После прекращения действия кренящего момента
остойчивое судно возвращается в свое нормальное вертикальное
положение. Иное произойдет, если кренящий момент
подействует мгновенно, как, например, при шквале.
Тогда судно будет увеличивать свой крен не медленно,
а быстро и по инерции перейдет угол, при котором кренящий
и восстанавливающий моменты станут равными.
При внезапно подействовавшем кренящем моменте судно
может опрокинуться, несмотря на то что в какой-то момент
времени ЦТ и ЦВ окажутся на одной вертикали.
Такое накренение называют динамическим. Чтобы опре-
86