ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Кривоносов Л.   Какими бывают корабли


было немедленно найти причину толчков. «Подать люстру», «выбросить за корму штормтрап!» И вот в ярком свете мощных электроламп и прожектора по штормтрапу (веревочной лестнице) за корму спускается старший помощник капитана Ю. К. Хлебников. При общем напряженном молчании на палубе он обследует самую чувствительную и уязвимую при плавании во льдах деталь ледокола — его гребной винт. Поданным ему багром Хлебников начинает ощупывать винт. Целы ли лопасти? Каждая лопасть надежно прикреплена к ступице винта несколькими болтами, и опасаться за прочность их крепления не приходится, но утончающиеся к наружному концу лопасти могут не выдержать громадной силы удара о подтянутую винтом тяжелую льдину и обломиться. Но вот Хлебников командует на палубу: «Провернуть машину на четверть оборота». Команда передается на мостик и оттуда в машину. Машинисты вручную проворачивают поворотное устройство. «Еще на четверть оборота машину». Все с нетерпением ждут приговора, целы ли лопасти, но Хлебников молчит, продолжая обследовать лопасти. Еще раз повторив команду и ощупав багром четвертую лопасть, старпом взбирается на палубу и объявляет: одна лопасть совершенно отломана, три другие обломаны наполовину своей длины. Этот страшный приговор вахтенный помощник капитана заносит в судовой журнал рядом с записью только что определенного им точного места остановки ледокола; это почти то же место, где много лет назад стала «Вега»—экспедиционное судно исследователя Норденшельда. Серьезность положения всем ясна. На чистой воде «Сибиряков» еще мог бы на остатках лопастей както двигаться вперед, но во льдах он стал бессильным. Необходимо было заменить лопасти запасными. Но то, что было бы совсем просто сделать в доке, в открытом море почти невозможно: ведь гребной винт находится глубоко под водой. Решающее слово за начальником экспедиции О. Ю. Шмидтом, и Отто Юльевич принимает решение: облегчить корму, загрузить нос, подняв этим гребной винт на три метра, снять остатки лопастей и поставить на их место новые. Вот тут-то пригодились и теоретический чертеж корабля, и расчеты продольной остойчивости. По этим данным определили необходимый дифферент на нос, при котором ось винта могла подняться на три метра, и вычислили вес груза и расстояние, на которое он должен быть перенесен с кормы на нос, чтобы создать требуемый



85

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.