он сидел на 6,7 см больше, чем полагалось. Осадка же
носом была немного меньше предельной. Представитель
канала, вызванный для освидетельствования судна,
потребовал, чтобы осадка кормой была уменьшена. Но как
это сделать? Встала угроза срыва всего плана своевременной
доставки паровозов в Петроград. Тогда А. Н. Крылов,
произведя с большой точностью необходимые расчеты,
распорядился выкачать всю питьевую воду, хранившуюся
в кормовом отсеке (этот отсек называют ахтерником),
долить нз-за борта воду в носовой отсек (этот отсек
называется форпиком) и затем откачивать воду из одной средней
балластной цистерны до тех пор, пока осадки носом и кормой
станут одинаковыми. Когда это было выполнено,
оказалось, что осадка точно удовлетворила требованиям
инспектора канала, и разрешение было дано незамедлительно.
Плавание «Нибинга» прошло успешно, и паровозы вовремя пришли в Петроград.
В 1930 году академик О. Ю. Шмидт высказал смелую
мысль о том, чтобы пройти Северным морским путем за
одну навигацию из Архангельска до Петропавловска-на-Камчатке.
Спустя два года Совет Народных Комиссаров
принял решение осуществить это.
Первым кораблем, которому предстояло осуществить
этот небывало смелый в истории Арктики поход, был
выбран наш знаменитый ледокол «Сибиряков» (рис. 50).
Для командования кораблем был назначен капитан Воронин
Владимир Иванович, руководителем всей экспедиции —
Отто Юльевич Шмидт.
Перед «Сибиряковым» стояла исключительно трудная
задача: выйдя из Архангельска, обойти Северную Землю,
достичь устьев Лены и Колымы, обогнуть мыс Дежнева,
пройти Берингов пролив и ошвартоваться у стенки
Петропавловска-на-Камчатке. Весь путь надлежало пройти
за одну навигацию.
28 июля 1932 года «Сибиряков» тремя протяжными
гудками попрощался с Архангельском и лег курсом на восток.
К началу сентября «Сибиряков» преодолел уже значительную
часть (3600 миль, около 6670 км) трудного
и опасного плавания во льдах. 10 сентября, вечером, когда
до чистой воды Берингова пролива оставалось не более
150 миль (около 280 км), на ледоколе ощутили три мощных
толчка. В машинном отделении раздались звонки телеграфа:
с мостика в машину скомандовали «стоп». Надо
83